Полезное о питании

Поговорим о правильном питании

Правильная организация питания детей предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
- Составление полноценных рационов питания;
- Строгое соблюдение режима питания, отвечающее физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;...
- Правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
- Строгое соблюдение технологических требований приготовления пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
- Повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильная организация питания детей в группах;
- Индивидуальный подход к  каждому ребенку, учет состояния  его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, нали¬чия хронических заболеваний.
 Правила составления пищевого рациона:
 -  в  основу  меню должно быть положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы (в соответствии с СанПиН 2..4.1.3049-13 и другими нормативными документами);
-     каждый день в рацион пи¬тания необходимо включать  молоко, кисломолочные напитки, мяса, картофеля, овощей, фруктов, сахара, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включают 2-3 раза в неделю.
-    следует соблюдать правильное распределение продуктов в течение дня: блюда, содержащие мясо и рыбу, давать детям в первую половину дня - на завтрак и обед, поскольку продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков. На ужин следует давать овощные и фруктовые блюда, так как молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются;
- рациональное сочетание блюд достигается следующим образом: если первое  блюдо овощное, то ко второму мясному подается гарнир из круп или макаронных изделий; в один прием пищи не следует включать несколько блюд с кислым вкусом (щи, борщи на первое в сочетании с киселем из клюквы, смородины на третье); если суп заправлен крупой, то на гарнир можно давать  овощи; если на завтрак дается каша, то обед лучше приготовить овощные блюда;
-  при составлении меню необходимо следить за тем, чтобы в отдельные дни дети не получали только овощные или только крупяные блюда. Принять за правило, что ребенок ежедневно получает два овощных блюда и один раз кашу. На обед к мясным и рыбным блюдам рекомендуется готовить сложные гарниры;
-  следует контролировать разнообразие блюд в течение недели, обращать внимание на  то, чтобы блюдо не повторялось не только в течение дня, но и в ближайшие дни. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд из одного и того же продукта;
Режим питания.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч, в течение этого периода происходит опорожнение желудка, и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дети должны получать питание не менее 4 раз  в сутки с интервалами между кормлениями 3,5-4 ч. .
Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25—30 мин, во время завтрака и ужина — не более 20, полдника — 15.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может сни¬зиться аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испыты¬вает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.
Один из важных моментов режима питания — запрещение давать детям в промежутках между кормлениями сладости, печенье, булочки. На это надо обра¬щать внимание обслуживающего персонала и родителей. Даже фрукты и ягоды дают детям во время очередного приема пищи.
Организация правильного режима питания предусматривает также обеспечение преемственно¬сти между ДОУ и семьей в питании детей. Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. С этой целью следует вывешивается в группах дневное меню, а также рекомендации для родителей по питанию.
Эстетика питания
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все, что включает в себя понятие «эстетику питания». За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приоб¬ретает  определенные   навыки культуры питания.
Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, кото¬рые могут затормозить выработ¬ку у детей  пищеварительных  соков и подавить пищевой рефлекс.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные  при-нимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту.
Для детей необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, столовые приборы по объему соответствующие возра¬сту детей. Столы застилают ска¬тертями или салфетками.
Нельзя торопить детей, отвлекать их посторонними раз¬говорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о при¬ятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредото¬чить внимание каждого ребенка на еде. Необходимо следить за поведением детей за столом, со¬блюдением чистоты и опрятно¬сти, приучать хорошо, пережевы¬вать пищу, не глотать ее больши¬ми кусками, съедать все, что предложено, пользоваться салфетками. 
Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5— 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой.
С 5 лет дети должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и левой руке. По окончании еды дети аккуратно промокают сал¬феткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.
Питание детей в период адаптации к ДОУ.
Поступление в ДОУ для каж¬дого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Период адаптации к детскому саду у раз-ных детей продолжается от 3 не¬дель до 2—3 мес. и может сопровождаться различными нарушениями в состоянии их здоровья. В это время может снизиться аппетит, нарушиться сон, появляются невротические реакции (за¬торможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате снижается устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей значительно снижается масса тела, задерживается нервно-психическое развитие.
Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакциях детского организма, следует обратить внимание на качество питания и его сбалансирован¬ность до поступления ребенка в новый коллектив и при адапта¬ции к нему. В первые дни пре¬бывания ребенка в детском уч¬реждении нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются ка¬кие-то особые привычки в пи¬тании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять.
Если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, воспи¬татель или младший воспитатель первое время кормит его. Неко¬торых детей, трудно привыкаю¬щих к коллективу, можно кор¬мить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду.
Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно, в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ре¬бенку человека к кормлению его в группе. Необходимо чаще пред¬лагать ребенку теплое питье. Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда имеется наиболь¬ший риск возникновения и рас¬пространения в коллективе ост¬рых респираторных заболеваний, для их профилактики рекомен¬довано использование овощей и фруктов с фитонцидным эффек¬том (лук, чеснок, хурма, черника, черноплодная рябина), продукты, обогащенные витамином С.
Важно установить тесную связь с родителями вновь посту¬пивших детей: ежедневно ин-формировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, ка¬кие продукты и блюда ребенок недополучил в течение дня, да¬вать конкретные рекомендации по дополнительному питанию ребенка дома.
Питание детей с избыточной массой тела.
Если на физиологической ди¬ете, сбалансированной по основ¬ным пищевым веществам, не происходит потери избыточной массы тела, можно снизить кало¬рийность питания за счет огра¬ничения легкоусвояемых углево¬дов и тугоплавких жиров. При составлении рациона для детей с избыточной массой тела количе¬ство белка должно соответствовать возрастной потребности. Пропорционально степени избыточной массы тела снижается количество жира на 15—30%, углеводов — на 25—50% . Пред¬почтение отдается растительным маслам. Из меню исключаютсясладости, кондитерские изделия, консервированные соки, манная крупа. Необходимо приучать ребенка принимать пищу без под¬слащивания. Овощи, фрукты, яго¬ды в питании этой группы де-тей не ограничиваются. Хлеб используется только ржаной, не более 60 г в сутки. Нежирные сорта мяса и рыбы даются в воз¬растном объеме, супы — в объе¬ме 1/2 возрастной порции, исклю¬чают мясные, рыбные, грибные бульоны. Картофель дается в объеме 2/3 возрастной порции, макаронные изделия — из пше¬ницы твердых сортов, молочные продукты не ограничиваются, однако желательно использовать нежирный творог.
В рекомендациях родителям по домашнему питанию следует советовать пользоваться преиму¬щественно овощами и молочными продуктами. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч до сна. Учитывая, что полным детям рекомендуется более частый прием пищи, но соответственно в меньших коли¬чествах, можно посоветовать ро-дителям дать ребенку утром лег¬кий завтрак (стакан кефира, ржаной хлеб, яблоко), сообщив об этом воспитателю. В этом случае педагог снижает питательную ценность получаемого ребенком в ДОУ завтрака. В домашних условиях также рекомендуется использовать пшеничные отру¬би. Кроме рационального пита¬ния полных детей важно правильно организовать их двига¬тельный режим, активный отдых.
Питание детей с аллергическими заболеваниями.
В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны. Продукты, являю¬щиеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену продуктов проводят в соответствии с переносимостью ребенком тех или иных продуктов. В рационе ребенка рекомендуется уменьшить количество углеводов, ограничивая количество сладостей, сахара. Полезно вводить растительное масло, оказывающее положительное влия¬ние на кожные проявления. На каждого ребенка с пищевой ал¬лергией заводится лист питания, в котором четко указывается, какие продукты противопоказаны и чем их можно заменить.
Питание детей, перенесших острые заболевания и часто болеющих
Эти дети, как правило, страда¬ют пониженным аппетитом и физически ослаблены. Их в пер¬вую очередь обеспечивают достаточным количеством животных белков, богатых незаменимыми аминокислот.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search