Get Adobe Flash player
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
            
 

Сведения о ДОУ

Консультация «Взаимодействие воспитателя и родителей – необходимость в формировании личности дошкольника»
Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройством быта, материального благополучия, а порой и просто выживанием семьи, все меньше уделяют внимание проблемам воспитания детей.Чаще всего воспитание детей родители перекладывают на детский сад, школу, телевизор, компьютер.
Как помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья в будущее своего ребенка, как помочь родителям в воспитании их детей?
Белинский В.Г. писал "На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами государства на всех его ступенях. Кто не сделался, прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая старость, плохие дети – плохая старость. Так думают о будущем, а будущее – это наши дети".
Детский сад и школа во все времена стремились к взаимодействию с семьей. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детских учреждений ни когда не ставилась под сомнение. Это два социальных института, от согласования действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако семья, именно она, по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей.
Поэтому работа с семьей – одна из главных задач воспитателей и учителей. И конечно эффективность такой работы во многом будет зависеть от педагога и родителей: от их взаимоотношений в постановке целей и задач воспитания, установления отношений друг с другом.
Молодой педагог обязан знать методы и формы воспитания детей в семье, а так же научиться правильно, организовать работу с семьей, привлечь внимание родителей к проблемам детского сада и группы.
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Это колыбель духовного развития человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка превышает другие воспитательные воздействия.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемого результата. Семья должна вооружить ребенка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать его неуязвимым против дурного влияния.
Мы педагоги, должны хорошо знать как формируется ребенок в семье, а следовательно, мы должны хорошо знать семью, знать причины неудовлетворительного воспитания детей. Педагог должен выявит веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье, чтобы оказать помощь детям.
Причины неудовлетворительного воспитания могут быть следующими:
1. Невысокий экономический уровень, когда основное время тратится на добывание средств к существованию.
2. Низкая педагогическая культура.
3. Двойная нагрузка на мать (семья и работа).
4. Высокий процесс разводов, который является следствием социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей (неполная семья).
5. Неблагополучные семьи – пьющие родители.
К сожалению, эффективность работы с родителями чаще всего страдает от того, что мы, воспитатели, не знаем эти причины, не знаем проблемы конкретной семьи, ее психологическое состояние, особенности родительского отношения к детям. Между тем существует много способов, форм и методов воспитания детей в семье на которые мне хотелось бы обратить внимание.
Несмотря на многообразие особенностей воспитания можно выделить типичные отношения между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиями негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят, уважают их мнение, переживания, стараются им тактично помочь. Родители развивают способности детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Отношение родителей характеризуется общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между родителями и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни дети, ни родители стараются не нарушать. Дети знают свое место, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные сокровенные связи могут нарушиться.
3. Материально-ориентированные семьи. Семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего детства приручают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей в таких семьях обеднен. В надежде предостеречь детей от опасностей, осчастливить их будущее, родители фактически обрекают своего ребенка на неправомерные ограничения. Но все же, естественная привязанность, любовь остаются, и дети испытывающие желание делиться успехами с ограничениями знают, что родители остаются в душе их искренними доброжелателями.
4. Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо, здесь преобладает неуважение к детям, слежка, телесные наказания, они в дальнейшем растут недружелюбными, скрытными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали и не любят. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьют, воруют, дерутся. Детей из таких семей обычно берет под свою опеку государство.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд условий:
Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с детьми и педагогами, что больше ценят в людях.  
Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то в такой семье обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дают хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их.
Но главным условием является педагогическая культура родителей, которая оказывает решающее влияние на правильный выбор методов, средств, форм воспитания. И именно в этом просвещении неоценима помощь педагога! А, следовательно, именно мы должны подсказать родителям, какие формы и методы способствуют правильному воспитанию их детей, познакомить с существующими формами и методами воспитания детей в семье, используя для педагогического просвещения родительские собрания, лектории, конференции, диспуты, часы общения, круглые столы, консультации, беседы и т.д. На какие же формы методы воспитания детей следует обратить внимание родителей:
1. Методы родительского обсуждения:
Методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым.
Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, жестом, взглядом, рассуждением.
Методы родительского требования, контроля. Напоминания, осуждения.
Методы доверия ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.
2. Методы родительского убеждения: В эту группу входят методы убеждения на собственном опыт, короткое разъяснение, беседы – размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечения уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.
3. Методы родительского приучения. В эту группу входят оптимальный режим и микроклимат в семье, поручения, семейные традиции.
Родители должны помнить, что методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитывать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для того необходимые методы.
Нет, наверное, таких родителей, которые хотели бы, чтобы их дети выросли грубыми и злыми. Но, к сожалению, все же, так случается. Следовательно, необходимо дать возможность родителям задуматься. Может они сами, попросту не понимают порой, откуда берутся доброта, эгоизм, честность, искренность и т.д.? Ведь ход воспитательного процесса в семье определяется характером жизни, сложившейся в семье. Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубоких поколений, из их собственного детства. И зачастую в своих действиях родители почти всегда воспроизводят педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим матерям, отцам , бабушкам и дедушкам.
Следует еще раз подчеркнуть, чтобы знать какие формы и методы семейного воспитания преобладают в той или иной семье, каждому руководителю семьи своих воспитанников. Для этого прежде всего необходимо создать в детском коллективе нормальную доверительную обстановку между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Эффективность этой работы будет зависеть от взаимопонимания и взаимодействия.  
Профессор Н.Е. Шуркова советует педагогам строить свои взаимоотношения с родителями на основе таких основополагающих принципов, как: обращение к родительской любви; умение разглядеть в каждом ребенке положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
И все таки семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает у многих родителей, неуверенность в своем будущем и будущем своего ребенка. Тем не менее, необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях, вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях, а не распадающимся на мелкие педагогические мероприятия.

Аттестация

Кто на сайте

Сейчас 58 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте