Get Adobe Flash player
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
            
 

Сведения о ДОУ

Информация для педагогов ДОУ
«Диагностика творческих способностей у детей 
старшего дошкольного возраста»
Михеева А.В., педагог-психолог 
МАДОУ ДС №11 «Колокольчик»
Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей, воображения, внимания, а также креативного мышления детей дошкольного возраста. Своевременное выявлению творческих способностей, а затем и их развитие – одна из задач педагогов ДОО.
Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и  или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.
При определении уровня развития творческих способностей можно использовать  тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.
Тест № 1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача: проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: 1) лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш.
Инструкция: из каждого контура Вам необходимо  изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. А также придумать название к каждому рисунку.
Оценка результатов: при интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков:
- отказ – 0,
- максимальное – 3 балла. 
Оригинальность разных категорий оценивается по баллам:
 1 – звери, пища, транспорт; 
 2 – игрушки, человек; 
 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения;
 4 – мебель, рыбы; 
 5 – насекомые, техника; 
 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление  к бумаге без названия рисунка и дорисовывания .
Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) – 1 балл.
 Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла.
 Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. 
Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла.
 Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест № 2: Для исследования образной креативности можно использовать тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. 
Цель теста:   изучить параметры творческого мышления
Инструкция: испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).
Для выполнения с детьми нетрадиционных техник рисования педагог должен создать атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей выполнять работу в нетрадиционной технике рисования, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Аттестация

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте