Конспекты ОД

  Конспект организационной  образовательной деятельности
«Весна-красна.  Первоцветы»
Автор-составитель: Луговая О.Б.,воспитатель
Участники: воспитанники старшей группы 
Программные задачи: 
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды вес¬ны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы, воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседы о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Рассматривание картин с весенними первоцветами,  природных весенних пейзажей.
Содержание:
I. Организационный момент
Слышатся трели птиц
- Как вы думаете что означают эти голоса и звуки? Ну конечно это голос самой природы.
II. Основная часть
1. Вступительная беседа.
- Вот и наступила долгожданная весна-красна. Почему в народе гово-рят «весна-красна»? Да потому, что она очень красивая. Давайте, ребята, почитаем рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника» и узнаем, как Весна сумела нарисовать свои весенние пейзажи. 
(Звучит музыка с пением птиц)
Взяла она тонкие, неясные кисточки, чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки. День за днем все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, и медуницы. Вот на склоне оврага — кусты черемухи; их ветки покрыла весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди поляны уже зеленеет трава. А на самых сырых местах как золотые шары, распушились цветы калужницы.
Все оживает кругом: почуяв тепло, выползают из разных щелок бу-кашки и паучки; майские жуки загудели возле зеленых березовых веток; первые пчелы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и на полях! Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей... Все оживает кругом...
Выглянуло солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива дивного ни видывало, а та-кой красоты еще никогда не встречало.
Смотрит оно на картину весны, глаз оторвать не может...
2. Слушание произведения П. И. Чайковского «Времена года»
- Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский нам расска¬зал о весне.
Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Чтение стихотворений о весне
- А вот как написали поэты о приходе весны-красны.
(Звучит музыка)
На полянке у тропинки 
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит. (Б. Заходер)
Долго шла весна тайком 
От ветров и стужи, 
А сегодня - прямиком 
Шлепает по лужам, 
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым. (Я. Аким)
4. Беседа о народных названиях весенних месяцев.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и по-пробуйте угадать, почему.
Март - капельник, протальник. Апрель - водолей, березень. Май - травень, цветень.
- Весна - это праздник пробуждения природы. Все живое население лесов, лугов, полей, озер, рек тянется к теплу, к солнечному свету и ждет от весны радости и милости.
- В русских народных потешках так говорили:
Весна, Весна красная! 
Приди весна ясная! Приди весна с радостью, 
Приди весна с милостью
С солнцем горячим, 
С дождем обильным, 
Принеси урожай 
В наш счастливый край!
- В весенние дни у всех много забот и хлопот. Птицы строят гнезда и высиживают птенцов, звери рождают потомство и выхаживают его. И у чело-века весной горячая пора. Поле надо вспахать и засеять его пшеницей и ро-жью, овсом и горохом, гречихой и просом. Огороды засадить картофелем и морковью, капустой и свеклой, подсолнечником и кукурузой, помидорами и огурцами, фасолью и редисом. И все это надо сделать вовремя. Недаром гово¬рится в народе: «Весенний день - год кормит!»
Физминутка
- Ребята вы наверное устали давайте немного отдохнем и проведем веселую зарядку: Мы лепестки весенние
На ветках мы сидели,
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
5. Дидактическая игра «Да-нет»
 - Ребята, а еще сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах. Я буду вам задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».
- Это рукотворное? (Нет.)
- Это природное? (Да.)
- Это животное? (Нет.)
- Это растение? (Да.)
- Это высокое? (Нет.)
- Это низкое? (Да.)
- Это комнатное растение? (Нет.)
- Это лесное растение? (Да.)
- Это красивое? (Да.)
- Это цветы? (Да.)
- Как вы понимаете это слово – «первоцветы»? (Ответы детей).
- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок вол-нует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким аро-матом. 
6. Беседа о цветах
- Какие первые цветы можно увидеть  в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.) (Показ картинок цветов).
- Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
Подснежник
Выглянул подснежник 
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной; 
Пусть еще над лесом 
Властвуют снега, 
Пусть лежат под снегом Сонные луга;
Пусть на спящей речке 
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
- По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.
В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.
7. Игровой тренинг «Подснежник»
Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.  
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали? (Ответы детей).
8. Беседа о цветах
- Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природаволшебница! Украсила лес цветочным ковром.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.
Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных сте-бельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные дети .Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.
В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать -теплая, другая - мачеха - холодная.
- От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От оду-ванчиков.)
- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли 
На речные берега.
Стали капельки цветами, 
Озарили все вокруг! 
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него востор¬женного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смот¬рит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, прибли¬жается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. 
Одуванчик — один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый медгустой и ароматный.
Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.
 (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)
Подарок весны
Шла лесами, шла лугами
Весна в пестром сарафане,
В золотом венке, 
С цветком в руке. 
В косах - ленты атласные
Белые и красные, 
Синие, голубые, 
Желтые, золотые. 
Кого весна встречала,
Всех привечала, 
Со всеми говорила 
И по ленточке дарила: 
Бору еловому
Дала ленточку новую
Под старым валежником
Расцвели подснежники —
Засинели, как озера,
Посветлели чащи бора. 
Возле мелких лужиц –
Звездочки калужниц,
Засияли, зацвели, 
Полетели к ним шмели.
Да вот беда!
Осталась у Весны
Ленточка одна.
Попросили ленту
Зеленые кусты,
И на них раскрылись 
Дивные цветы:
Гроздья тяжелые,
Махровые, лиловые;
В каждом палисаднике
Сирень расцвела –
Не узнать весною
Нашего села
- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет
 -Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался все тише, 
Но сердце ранил он.
- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?
- Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, 
Если все: и я, и ты, 
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны 
И не будет красоты.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
III. Итоговая часть
1. Подведение итога
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются первые весенние цветы?
- Какие цветы вы запомнили?
- А как вы думаете природу нужно беречь? Что для этого нужно делать?
2. Подвижная игра «Бабочки-цветочки»
(По хлопку воспитателя, со словами «Бабочки» - дети машут крыльями и летают, словно бабочки. По хлопку воспитателя, со словами «Цветочки» - дети приседают и расставляют ладошки, как лепестки.)
- Наше занятие окончено. Спасибо за работу. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search