Конспекты ОД

 Конспект  познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ
  «Удивительные предметы. Мир магнитов»
(подготовительная группа)
Автор - составитель: Палант Е. А., воспитатель 
Программное содержание: 
Знакомство с понятием «магнит».
Формирование представлений о свойствах магнита.
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Средства обучения и воспитания: магнитная доска магниты ,контейнеры с различными предметами, удочка с магнитом, листок наблюдений
Предварительная подготовка: заучивание физминутки «Пошла уточка на луг», знакомство с моделью земли – глобусом – определение южного и северного полюса.
Содержание
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка, Я предлагаю вам поиграть и что – то новое узнать .К нам из волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? (Да) Тогда нам поможет волшебная палочка.(воспитатель под нимает волшебной палочкой письмо)  - как у меня это получилось ? Вы разгадали волшебство? А сейчас посмотрим, что в нашем письме.
 Рассказ- легенда о происхождении магнита
Воспитатель: Я  прочту вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас,  но очень удивительным предметом - магнит. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами, с помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.
2. Основная часть
Опыт с различными предметами
Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.
Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.
Результат опыта: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Вывод: Магниты – это куски железа или стали, обладающие способность притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие -  нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, наполненный скрепками, стеклянная банка с кнопками. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивает  через стекло и пластик? Да. А сейчас проверим - действует ли магнит в воде?
Игра-опыт «Рыбалка»
В игре участвуют два ребенка, по очеред и достают рыбок из аквариума.
Опыт- игра «Машинки»
Воспитатель: А теперь посмотрим, как наши машинки оживают на перекрестке с помощью магнитов? 
Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу. 
Думаю, нам нужно немного отдохнуть.
Физминутка  «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря!                                   (шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж!                                           (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!                                         (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют.       (повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал                   (качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал,
Р-Р-Р                          (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой) 
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш!            (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш.                                           (присели)         
Дети садятся на свои места
Опыт со скрепкой
 Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит на расстоянии? 
Рисуем с обратной стороны картона линию и кладем на нее скрепку, потихоньку подвигаем к ней магнит. на каком – то расстоянии скрепка скакнет и прилипнет к магниту.
Вывод: вокруг магнита есть что-то , что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем.
Опыт с металлическими опилками «Магнитные узоры»
Воспитатель:  В предыдущем опыте со скрепкой мы смогли  почувствовать магнитное поле, но как сделать его видимым? 
На лист бумаги я высыпаю опилки и подношу снизу магнит. Посмотрите, как ведут себя опилки, Они образуют узоры, кристаллы. По этому принципу работает многими из вас любимая магнитная доска (показать, как на доске можно писать и рисовать. (Дать нескольким детям попробовать что-нибудь изобразить на ней).  Любой магнит имеет два полюса южный и северный, которые обозначаются «+» и «-». Кто мне скажет, что еще имеет два полюса?
Дети: Наша планета Земля.
Воспитатель: Правильно. (Показывает глобус)  Наша планета Земля- это огромный магнит ,мы с вами имеем возможность ходить по земле, потому что она нас притягивает но что будет, если мы попытаемся соединить два одинаковых полюса? (Приблизить магниты с одноименными полюсами) 
Дети: Они отталкиваются. 
Опыт – игра «Гонки»
Воспитатель: Правильно, сейчас мы посмотрим, что будет с машинками, на которых установлены оба одинаковых полюса.
Вывод: Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.
Опыт: «Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу?»
Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные звездочки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к звездочке. Смотрите – она  прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему  так получилось?
Дети: Звездочка намагнитилась и сама стала магнитом.
Воспитатель: Правильно, Звездочка сама стала магнитом .а поэтому другие звездочки к ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то звездочки рассыпятся, потому что магнитное поле тоже рассыпалось. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Мы- магниты» 
Игра малой подвижности « Мы –магниты»
(Дети выходят на палас, становятся в круг).
Воспитатель: Я буду бросать мяч –магнит  каждому из вас, называя при этом ваши имена, а вы ,как настоящие, крепкие магниты должны поймать- примагнититься к мячу.
Дети выходят на палас. Идет подвижная игра «Мы- магниты».
Молодцы, ребята! Вы ловили мяч, как настоящие магниты. Садитесь на свои места. Дети садятся за столы.
Беседа о пользе магнитов
Воспитатель: Человек придумал использовать полезные качества магнита, например - намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего?
Дети: Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись.
Воспитатель: Правильно. А какую пользу еще приносят магниты в нашей жизни?
Дети: Магниты на холодильник. Игрушки с магнитами, магнитная доска и др.
Воспитатель: Молодцы. Люди придумали очень полезный предмет компас. Кто знает, зачем человеку компас?
Дети: Компас помогает людям ориентироваться на местности.
Воспитатель: Правильно, В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться.
Но знаете ли вы. Что магнит может и навредить? Если к компасу приблизить магнит стрелка начинает беспорядочно скакать по всему компасу, в итоге размагнитится и весь прибор будет испорчен. Также вреден магнит вблизи телевизоров, компьютеров и сотовых телефонов. Поэтому, когда вы будете проводить дома опыты с магнитом- не приближайте его к этим предметам, иначе приборы испортятся.
Магнит вреден не только для приборов. Но и для самого человека, ведь в крови человека и животных есть микроэлемент- железо, на которое действует сильное магнитное поле земли.
 3. Итоговая часть
Воспитатель:Наше занятие близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились?
Дети: Магниты воздействуют на предметы из нескольких металлов. Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Магнит оказывает свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые – отталкиваются.
Молодцы! Вы хорошо усвоили новый материал. А теперь предлагаю закрепить вашими магнитами недавно нарисованные вами смайлики.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search