Конспекты ОД

 Конспект образовательной деятельности по речевому развитию: 
рассказывание по картине «Собака со щенятами»  
Автор – составитель: Калмыкова С.В., воспитатель
Цель занятия: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Материалы и оборудование:
- Картина «Собака со щенятами»
- Медальки 
- Стихи А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат»
- Ноутбук, колонки, диск с записью музыки «Здравствуй»
Участники: дети средней группы (4-5 лет).
Ход занятия:
I. Организационная часть: приветствие.
В начале занятия воспитатель под музыку здоровается с детьми.
(Звучит этюд песни «Здравствуй!» на слова Евгения Зенько).
Слово «Здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй – встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждет,
Когда друг к нему придет.
Здравствуй, я тебе скажу – 
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу – 
Это мой привет!
Здравствуй, я тебе скажу – 
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу – 
Это мой привет!
II. Основная часть.
Дыхательная гимнастика «Собачки»
Воспитатель: Ребята, давайте представим на минуточку, что мы с вами собачки и нам запахло чем-то очень вкусным. Собачки унюхали их запах. Нюхаем воздух как собачки — шумно, быстро. Нюхаем по два раза («нюх-нюх») и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать.
(Воспитатель проводит дыхательную гимнастику «Собачки»).
Воспитатель: А сейчас мы с вами разучим новую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Вышли пальчики гулять,  (Пальчики бегут по коленкам)
Стали весело плясать.  («Фонарики»)
Вот так, вот так  (Выставляют из кулака большие пальцы)
Стали весело плясать.  («Фонарики»)
Пальчики играли,  (Пальцы собираются в щепоть, открывается и закрывается щепоть)
Собачку увидали.  (Пальцы левой руки соединяются и выпрямляются, пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается «собачка»)
Она громко лает, 
Пальчики пугает.   (Фигура «собачка». Большой палец прыгает)
Пальчики сбежались, в кулачок все сжались.  (Пальцы левой руки сжимают в кулак)
А собака ходит, пальцы не находит.  (Левая рука сжата в кулак, правая – «собачка» двигается вокруг левой)
Кулачки стучали.  (Одним кулачком стучат о другой)
Собачку испугали.  (Пальцы бегут по коленкам)
Ну а пальчики опять, стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали,  («Фонарики»)
Ох, как быстро мы устали!  (Опускают кисти рук вниз)
Мы немножко отдохнем  (Ладошки складывают под голову – «спят»)
И опять плясать начнем.  («Фонарики»)
Беседа по картине
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что вы видите на доске? Что изображено на картине? (Ответы детей)
Вы рассмотрели картину и, должно быть решили,  как она должна называться. Но прежде чем вы мне скажете свои названия, я хочу, чтобы вы знали: название картины не должно быть слишком длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. А теперь я готова вас выслушать (воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы). 
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что нашу картину можно назвать «Собака со щенятами». А как правильно говорить: щенки или щенята? (воспитатель поясняет, что можно сказать со щенками, а можно – со щенятами).
Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам, рассказать по картине рассказ, но чтоб он получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, затем всё о щенятах и, наконец, описать сам двор. И так, внимание на собаку (ответы детей).
Воспитатель: А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки (воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут, около, рядом, в, у).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я расскажу вам по картине рассказ, вы меня внимательно слушайте и проследите, чтоб в моем рассказе не было повторов. Я постараюсь их избежать. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе (дети выслушивают рассказ педагога).
Рассказ воспитателя по картине
Жила-была собака и звали ее Лайка. У нее были красивые коричневые  глаза, большие уши, красивая мордочка, пушистый хвостик и очень теплая шерсть. Две передние лапки у неё были беленькие, а две задние – коричневые. Она была очень доброй собакой, а самое главное всю свою доброту она дарила не только людям, но и двум своим щенкам, которые были очень на неё похожи. Только были они во много, много раз меньше своей мамы. Глазки их были больше всего похожи на пуговки, мордочки и хвостики были беленького цвета и лапки были больше беленькие, чем коричневые. Они очень любили свою маму, а ещё они любили покушать. Рядом с ними всегда стояла большая миска полная каши. Эта каша нравилась не только собачкам, но и птичкам, которые так часто прилетали в гости к собачкам. Рядом с Лайкой всегда лежал поводок, но хозяева никогда ей его не надевали, потому что она была очень добрая и любила своих хозяев. 
У Лайки и ее щенков была большая и теплая будка, в которой они все втроем помещались. На дворе стоял теплый летний денек, пели птицы, цвели  цветы, летали красивые бабочки, и дружная семья собак отдыхала, резвилась и грелась на теплом солнышке.  
Физкультурная минутка
Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: 
«Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел. 
Воспитатель: Ребята, подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени. Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Аполлона Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (воспитатель читает стихотворения). 
Аполлон Майков «Осенние листья по ветру кружат»
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят 
«Всё гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. 
Вопросы: 
1. О чем говорится в стихотворении?
2. Что делают листочки? 
3. В какое время года листочки кружат?
4. К чему готовится лес?
 Александр Блок «Зайчик» 
(читается в случае, если останется время)
Маленькому зайчику 
На сырой ложбинке 
Прежде глазки тешили 
Белые цветочки… 
Осенью расплакались 
Тонкие былинки, 
Лапки наступают 
На жёлтые листочки. 
Хмурая, дождливая 
Наступила осень, 
Всю капустку сняли, 
Нечего украсть. 
Бедный зайчик прыгает 
Возле мокрых сосен, 
Страшно в лапы волку 
Серому попасть… 
Думает о лете, 
Прижимает уши, 
На небо косится – 
Неба не видать… 
Только б потеплее, 
Только бы посуше… 
Очень неприятно 
По воде ступать!
Вопросы:
1. Про кого это стихотворение?
2. О каком времени года говорится в стихотворении?
3. А осень в этом стихотворении солнечная или дождливая?
4. Какую погоду ждет зайчик?
III. Итоговая часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами учились рассказывать по картине, мы сами придумали название картины, сумели описать собаку, щенят и двор в котором они живут. А еще слушали замечательные стихотворения. Но на этом наше занятие подошло к концу.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за работу! Я хочу отметить старание…, хорошую работу…, активность… (воспитатель называет имена детей). И подарить вам медальки за активность, внимательность и сообразительность. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search