Проектная деятельность

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Малыши и взрослые. Джунгарский хомяк»
                               Автор: Перец И.Ю., воспитатель МАДОУ ДС №11 "Колокольчик"
Пока ребенок совсем крошечный, ему вполне достаточно любви и заботы мамы и папы, бабушек и дедушек. Но малыш быстро повзрослеет, и внимания любящих домочадцев ему уже будет мало. Кроха захочет иметь друзей и подружек, причем, не только среди детей, но и среди зверей.
Любовь и интерес к «братьям нашим меньшим» испытывают все дети.  Общаясь с домашним животным, ребёнок почувствует себя частицей природы, учится быть терпимым и добрым.
Нужно объяснить ребенку, что домашний питомец – не игрушка, а живое существо: ему может быть радостно и больно так же, как и нам. Поэтому относиться к животному нужно с терпением и любовью, как к члену семьи.
На предложение  принять участие в разработке и осуществлении семейного экологического проекта, предложенного  воспитателем И. Ю. Перец София и ее мама Татьяна Александровна отозвались с удовольствием.
Объектом исследования выбрали сразу. Им стали домашние хомячки, которые появились в семье Орловых совсем недавно. София  с мамой рассказали: «Первый джунгарский хомячок появился в нашем доме, когда мы посетили зоопарк. София увидела Хомячка, и ей очень захотелось, себе такого. И мама спустя время купила ей хомячка.  София была очень счастлива от того, что у нее теперь есть домашнее животное! Она очень полюбила своего питомца, училась ухаживать за ним: кормила, поила его и чистила клетку, обожала с ним играть и наблюдать за его повадками.
Вскоре мы решили, что Хомке (так звали питомца) скучно одному и родители купили самочку Фросю. Когда посадили их вместе, джунгарики стали драться между собой. И теперь только несколько дней как они подружились».                  
Были определены цель и задачи проекта
Цель работы: воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Проводя  исследование, нам  хотелось бы выяснить знают ли дети о существовании джунгарских хомяков, их повадках, уходе за ними
размножении, развитии и содержании.
Объект исследования:Джунгарский хомяк
Продолжительность проекта:2 месяца
Методы:
• самостоятельное обдумывание,
• чтение книг,
• поиск информации в Интернете,
• наблюдение,
Участники: воспитанница  подготовительной группы №1 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик»  ст. Брюховецкой Краснодарского края Орлова София, Орлова Татьяна Александровна (мама Софии).
Этапы работы над проектом
1.Подготовительный этап

1.Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта. И.Ю.Перец (воспитатель),

2.Т.А.Орлова (мама) 10-12.02. 2014 г.

3.Анкетирование Софии И.Ю.Перец (воспитатель)

2. Основной этап
1. Поиск информационного материала о хомяках (описание хомяков их повадки, особенности, виды домашних хомяков, и т.д.) И.Ю.Перец (воспитатель), Т.А.Орлова (мама) 12-14.02. 2014 г.
2 Рассказ и беседа с Софией по найденному материалу. И.Ю.Перец (воспитатель), Т.А.Орлова (мама) В течение всего периода
3 Наблюдение за ростом хомячков Т.А.Орлова (мама), София
4 Заполнение дневника наблюдений Т.А.Орлова (мама), София
3. Заключительный этап
1.Повторное анкетирование Софии. И.Ю.Перец (воспитатель), Т.А. Орлова(мама Софии) 1-5.04.2014
    (Анализ результатов, подведение итогов).                                            
2.Оформление проекта. И.Ю.Перец (воспитатель), Т.А.Орлова (мама) Софии 6.04-8.04. 2014 г.
Проект реализовывался с 10 февраля по 8 апреля 2014 года.
Татьяна Александровна и София с удовольствием взялись за предложенную педагогом работу. Они вместе искали информационный материал,наблюдали за развитием и ростом хомячков, которые у них появились. Весь собранный  материал они размещали в дневнике наблюдений (приложение 1).
София решила сама ухаживать за хомячками, брала их в руки, пересаживала в банку, когда с мамой меняли опилки в клетке.
София: «Мы стали  свидетелями беременности нашей самочки. Наблюдали за тем, как трепетно она создает гнездышко для своих детенышей. За несколько дней до появления потомства она начинала метаться по клетке в поисках материала для создания уютного гнезда. Папу ребятни мы не отсаживали, но бывали случаи, когда он поедал своих детей. Для меня это было шоком, но мама объяснила мне, что такое не редкость в семьях хомяков. Ещё я узнала, что даже самка может съедать своих малышей. Это происходит, когда хомячат рождается много и мать уничтожает более слабых, чтоб дать жизнь остальным. Я впервые узнала о понятиях каннибализм и естественный отбор. Ещё самка может съесть своих деток, если она ещё молодая и не опытная».
 София с мамой вёли свои наблюдения за этими удивительными животными, наблюдая за их появлением на свет, ростом, взрослением. Девочке были интересны все этапы их развития и они с мамой решили завести дневник наблюдений в котором отмечали рост и развитие хомячков.
В начале и по завершении проекта Софии был предложен ряд вопросов (некоторые – с вариантами ответов), определяющий уровень ее знаний о хомячках: 
                                                 Анкетирование
1. Что ты знаешь о хомячках?
2. Какого размера может быть хомяк?
     А) как цыпленок
     Б) как котенок
     В) как телёнок
     Г) как мышь
3. Как выглядит родившийся хомячок?
     А) голенький, розовый и беззащитный
     Б) в шерстке, серый и уже умеет бегать
4. Чем питаются новорожденные хомячата?
     А) манной кашей
     Б) молоком матери
5. Чем питается взрослый хомяк?
    А) молоком
    Б) мясом
    В) зерном
6. Как вы думаете, для чего нужен домашний питомец?
    А) чтобы с ним играть
    Б) чтоб ухаживать и заботиться о нем
Анализируя  полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Софии о хомячках до начала проекта  был средним, а после завершения проекта высокий.
Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Малыши и взрослые. Джунгарский хомяк».
Разведение хомяков – очень интересное занятие и прекрасный способ углубиться в мир животных. Можно стать свидетелями беременности питомцев их появления на свет и развития, что еще больше сблизит хозяев с этими чудными созданиями, не смотря на дополнительные заботы. Однако воспитательное значение такой работы очень велико. Уход за животным формирует у детей такие чувства как ответственность, чуткость, нежность, привязанность и верность. А ответственное отношение Софии в процессе проведения исследовательской деятельности свидетельствуют о том, что уроки бережного и внимательного отношения к своим первым питомцам она усвоит на всю жизнь.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search