Проектная деятельность

Инновационный проект
«Развитие проектировочных компетенций педагогов как средство
обеспечения психолого-педагогических условий реализации
основной образовательной программы»
МАДОУ ДС №11 «Колокольчик»
Понятие «проектировочные компетенции»
Одной из инноваций современного российского образования является использование проектирования в профессиональной деятельности специалистов. В исследованиях Л. Тондла, И. Пейша проектирование рассматривается как целенаправленная деятельность, целью которой является формулировка и моделирование представлений о будущей деятельности [1, с.87], предназначенной для общественных и личных потребностей; о будущих последствиях, которые возникают в результате создания удовлетворения и функционирования ее продукта.
Перед тем, как начать создавать проект деятельности, педагогу необходимо ответить на вопросы, что является целью проектирования, какой социальный заказ, достаточно ли у меня знаний, как я буду использовать проект и т.д. Такого рода рефлексия для проектировщика очень полезна, она позволяет на этапе сбора информации, она позволяет на этапе сбора информации об объекте и предмете, тем вероятнее получение положительного результата в проектировании.
Говоря, о профессиональной компетентности педагога можно сказать, что в содержание этого понятия вкладывают личные возможности самого педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории и готовность применять ее положения на практике.
Готовность, на наш взгляд, включает разнообразные виды умений: аналитические, рефлексивные, гностические, конструктивные, коммуникативные, организационные и др. Среди них особое место занимают проектировочные умения, так как именно они во многом определяют успешность профессиональной деятельности будущего специалиста в области дошкольного образования. Данные умения проявляются в умениях модифицировать общие цели и задачи воспитания, проектировать материальное оснащение образовательного процесса, конструировать занятия, выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы, планировать этапы деятельности, использовать инновационные методические приемы.
Более конкретно проектировочную компетенцию можно представить в виде набора определенных умений [2].
Умения осуществлять модифицирование общих целей и задач воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития. Будущий педагог должен уметь замечать «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организовывать дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями (например, освоили один вариант настольно-печатной игры) он будет вносить в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры).
Умения проектировать материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделок оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.). Будущий специалист в области дошкольного образования должен быть готов данные умения проявить при построении развивающей среды (организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей). 
Умения конструировать занятия, развлечения, праздники. При конструировании занятий будущий специалист должен уметь определять тип занятия, тему, программное содержание, оборудование и материалы, описывать ход занятия, предусмотрительно готовиться к решению тех или иных трудностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения детьми разных видов заданий. Важным моментом при конструировании занятий является учет возможностей каждого ребенка и коллектива детей в целом. 
Умения выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы. Цель представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта к финальному результату, на который преднамеренно направлен процесс. Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. 
Умения планировать этапы деятельности. Планирование - это вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения. Планирование в ДОУ — это заблаговременное рациональное распределение основных видов деятельности детей в течение дня, которое осуществляется в двух обязательных формах, взаимно дополняющих друг друга: в перспективном и календарном. Планирование должно способствовать организации целостного воспитательного процесса. Оно конкретизирует задачи обучения и воспитания на определенный отрезок времени с учетом уже достигнутого уровня развития детского коллектива и отдельных детей. 
Умения использовать инновационные методические приемы. Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Процесс внедрения невозможен без соответствующих компетенций педагога.
Обоснование актуальности проблемы проекта
В соответствии с положениями федерального государственного стандарта дошкольного образования главным направлением работы дошкольной образовательной организации является создание условий, необходимых для развития детей. В этой работе основную роль играют педагогические работники детского сада, к которым предъявляются особые требования, прописанные в п. 3.2.5 ФГОС ДО: 
«3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Создание обозначенных условий невозможно без глубокого проникновения педагога в содержание педагогического процесса, в содержание личности ребенка, в содержание деятельности всех участников образовательных отношений. Такое проникновение возможно только при наличии у педагога особых проектировочных компетенций, которые предполагают умение:
увидеть, выявить противоречие между сущим и должным;
сформулировать проблему и перевести ее в задачу, поставить цели;
спланировать пути достижения результатов;
подобрать необходимые для решения задачи инструменты и ресурсы;
организовать мотивированную деятельность как свою, так и других участников проекта;
корректировать деятельность;
получить и оформить результат;
отрефлексировать и описать ход проекта.
При всей важности обладания данными умениями мы отмечаем тот факт, что специально им не учат нигде: ни в ходе профессиональной подготовки педагога, ни в процессе повышения квалификации. Проектировочные же умения, являясь составной частью профессиональной компетентности будущего педагога, обеспечивают практическую применимость других сформированных компетенций.
Таким образом, нам видится актуальной следующая проблема: отсутствие системы формирования проектировочных компетенций педагогов, необходимых для решения педагогических задач по созданию условий, обеспечивающих  развитие детей дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет проектирования, гипотеза и задачи проекта, планируемые результаты. 
Целью данного проекта является создание системы формирования и развития проектировочных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации.
Задачами данного проекта являются:
1. Провести анализ теоретических источников, а также имеющегося опыта работы по  формированию проектировочных компетенций педагогов.
2. Разработать систему формирования и развития проектировочных компетенций педагогов, необходимых для решения педагогических задач по созданию условий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста.
3. Использовать в работе с педагогами и экспериментально проверить эффективность системы методических мероприятий, направленных на формирование и развитие проектировочных компетенций педагогов.
Объектом проектирования являются проектировочные компетенции педагогов.
Предметом проектирования являются средства и методы формирования проектировочных компетенций педагогов.
Предполагается, что в результате внедрения системы формирования и развития проектировочных компетенций педагогов будут достигнуты следующие результаты и эффекты:
создана система формирования и развития профессиональных педагогических компетенций в сфере проектирования воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.
создана система психолого-педагогических условий, необходимых для развития детей дошкольного возраста.
повышена мотивации родителей к активному сотрудничеству с педагогами детского сада, актуализирован интерес к развитию ребенка.
сформирована мотивационная готовность педагогов осуществлять активную инновационную деятельность в условиях развития дошкольного образования. 
активизированы педагогические исследования. Увеличится количество и качество научно-методических разработок,  создаваемых педагогами. 
созданы условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания.
повышен престиж труда педагогических работников дошкольного образования. 
База реализации проекта 
Предлагаемый проект будет реализован на базе МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» (далее – ДОУ). Участники проекта – педагогический коллектив ДОУ.
Сроки и этапы реализации Проекта
Инновационный проект рассчитан на период 3 года и состоит из 4-х этапов:
1-й этап подготовительный  (01.03.2013.-01.09.2013.).
2-й этап внедренческий  (01.09.2013.-01.04.2014.).
3-й этап экспертно-аналитический  (01.04.2014.-31.05.2016.).
4-й этап диссеминационный  (01.09.2014.-31.05.2016.).
Система управления реализацией проекта 
Так как в ходе реализации проекта планируется решение проблемных задач, связанных с переориентацией некоторых целей деятельности педагогического коллектива и изменением путей их достижения, наиболее оптимальным видится проектная форма организации управления. Под проектным управлением понимают совокупное управление всеми трудовыми, финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, необходимыми для обеспечения процессов проектирования и производства инновации в указанный срок, в пределах запланированной сметной стоимости и с заданным качеством.
В проектной структуре для решения конкретной инновационной задачи создаётся специальная рабочая группа (команда проекта), которая после завершения работы над проектом переориентируется на другую задачу.
В состав рабочей группы (команды проекта) входят:
1. Андреева А.С., воспитатель
2. Жидкова Н.Ю., музыкальный руководитель 
3. Михеева А.В., педагог-психолог
4. Никонец Н.А., воспитатель
5. Палант Е.А., воспитатель
6. Петрунива Л.И., воспитатель
7. Садчикова Л.А., воспитатель
8. Сурмач Е.Н., музыкальный руководитель
9. Колмак О.А., инструктор по физической культуре
10. Коршикова Н.А., воспитатель 
11. Чернушкина Н.В., старший воспитатель
Список литературы.
1. Тондл Л.,   Пейша И.,   Методологические    аспекты    системного проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87.
2. Щербакова О. Н. Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования.  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
3. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. – М.: Наука, 1962. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search