Семейный экологический проект
«Жители аквариума»
Автор: Андреева А.С., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик»
Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: “Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства”.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект.
Тема проекта возникла из беседы с воспитанницей старшей группы Аней. Аня рассказывала: «А знаете, я хочу себе аквариум. Нас папа повез, а Краснодар, и мы долго гуляли в океанариуме. Там так здорово! Мама мне уже пообещала купить аквариум и рыбок. Я только не знаю, как их кормить и наверное не смогу менять воду. Буду смотреть и разговаривать с ними. У меня и кукла-русалка уже есть!» Девочка с огромной радостью рассказывала о свое поездке и подводном путешествии. Окунувшись в подводный мир, Анюта захотела создать маленький кусочек сказки у себя дома.
На предложение принять участие в разработке и осуществлении семейного экологического проекта, предложенного воспитателем А.С. Андреевой. Аня и ее мама Елена Александровна отозвались с удовольствием. Был куплены аквариум, рыбки, улитки, водоросли.
Объектом исследования стали рыбки гуппи.
Были определены цель и задачи проекта.
Цель:Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.
Задачи
Учить ребенка ухаживать за жителями аквариума.
Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живому миру.
Объект исследования:рыбки гуппи.
Продолжительность проекта:2 месяца
Методы:
· наблюдение,
· практическиая работа по уходу за жителями аквариума,
· чтение книг,
· поиск информации в Интернете.
Участники: воспитанница старшей группы№1 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой Краснодарского края Фурса Анна, Палант Елена Александровна (мама Ани).
Этапы работы над проектом
№ |
Этапы, мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. Подготовительный этап |
|||
1. |
Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта. |
А.С.Андреева (воспитатель), Е.Н. Палант (мама) |
февраль |
2. |
Анкетирование Ани |
А.С.Андреева (воспитатель) |
|
2. Основной этап |
|||
1. |
Поиск информационного материала о рыбках (гуппи) |
А.С.Андреева (воспитатель), Е.Н. Палант (мама) |
В течении всего периода |
2. |
Рассказ и беседа с Аней по найденному материалу. |
А.С.Андреева (воспитатель), Е.Н. Палант (мама) |
В течение всего периода |
3. |
Наблюдение за ростом рыбок |
Е.Н. Палант (мама), Аня |
|
4. |
Заполнение дневника наблюдений |
(мам Е. Н. Палант а), Аня |
|
3. Заключительный этап |
|||
1. |
Повторное анкетирование Ани. |
А.С.Андреева (воспитатель), Е.Н. Палант (мама) |
март |
Анализ результатов, подведение итогов. |
|||
2. |
Оформление проекта. |
А.С.Андреева (воспитатель), Е.Н. Палант (мама) Ани |
март |
Технология проекта.
Елена Александровна и Аня с удовольствием взялись за предложенную педагогом работу. Они вместе искали информационный материал,наблюдали за развитием и ростом рыбок, которые у них появились. Весь собранный материал они размещали в дневнике наблюдений (приложение 1).
Аня очень полюбила своих питомцев, училась ухаживать за ними: кормила, пересаживала в банку, когда с мамой меняли воду в аквариуме. А так же каждый день наблюдала за тем, что происходило за стеклянными стенками аквариума.
Аня с мамой вёли свои наблюдения за этими удивительными рыбками, наблюдая за их ростом, взрослением. Девочке были интересны все этапы их развития, и они с мамой решили завести дневник наблюдений в котором отмечали рост и развитие рыбок гуппи.
В начале и по завершении проекта Ани был предложен ряд вопросов, определяющий уровень ее знаний о жителях аквариума:
Вопросы для беседы с ребенком:
1. Что ты знаешь о рыбках гуппи, улитках, водорослях?
2. Чем питаются аквариумные рыбки, улитки, водоросли?
3. Как вы думаете, для чего нужен домашний питомец?
Получили следующие результаты:
Ответы Софии |
|
вначале проекта |
в завершении проекта |
1. Рыбы плавают в воде, улитки ползают по дну и стенам аквариума. |
1.Жители аквариума неприхотливы. Самки гуппи серенькие, самцы яркие, особенно - хвост. Гуппи – это живородящие рыбки, поэтому к моменту рождения мальки уже полностью сформированы и могут питаться инфузориями, мелким кормом и самостоятельно плавать. Улитки, живя в аквариуме очищают его от ила и слизи. Водоросли, как и другие растения, любят свет и чистоту. |
2. Рыбки и улитки едят водоросли, водоросли не дышат. |
2. Рыбки – специальным кормом, улитки – илом, водоросли – углекислым газом. |
3. Чтобы наблюдать и играть с ним. |
3. Чтобы ухаживать и любоваться им. |
Выводы и результаты:
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Ани о рыбках до начала проекта был средним, а после завершения проекта высокий.
Аня с мамой подготовили и провели беседы. Воспитатель координировала их действия, помогая в подборе информационного материала и поддерживая интерес ребенка к проводимой работе.Носамое главное – Анна на практике применяла свои знания о жителях аквариума, наблюдала за их развитием, а затем самостоятельно сделала выводы:
× если правильно и постоянно ухаживать за рыбками, улитками и водорослями, они постепенно вырастают;
× ухаживать за жителями аквариума нужно ежедневно;
× работа по уходу за домашними питомцами приносит радость.
Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Жители аквариума».
Подводя итог работы по данному проекту, можно сделать вывод: разведение рыбок и уход за аквариумными обитателями – очень интересное занятие и прекрасный способ углубиться в живой мир. Воспитательное значение такой работы очень велико. Уход за живым существом формирует у детей такие чувства как ответственность, чуткость, нежность, привязанность и верность.