Проектная деятельность

 Проект
«Сундук сказок»
Автор – составитель: Садчикова Л.А., воспитатель
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички, считалки, потешки…
Актуальность. Сказка - прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана. Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Чтобы добиться таких высоких результатов, решили реализовать проект, направленный на знакомство детей с разнообразием и мудростью народных сказок, а также богатством и красотой русского языка.
Цель: Развитие у детей устойчивого интереса к русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи
Расширить знания детей о сказочных героях русских народных сказок.
Формировать нравственные представления детей о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Учить детей действовать в соответствии с образом сказочного героя 
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, 
Развивать артистические, познавательные способности, творческое воображение, память детей.
Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, педагоги группы.
Сроки реализации проекта: январь-май 2015 учебный год.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя»,
- посещение кукольных представлений в ДОУ
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке».
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта).
Составление плана-схемы проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми и родителями в соответствии с планом.
3 этап - итоговый
Подведение итогов 
Анализ ожидаемого результата.
 План проведения мероприятий

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Январь

1.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

2.Проведение предварительного мониторинга

3.Изготовление «Сундука сказок»

1.Чтение и рассказывание русских народных сказок.

2.Беседыо сказках и сказочных героях

3.Театрализованная игра «В гостях у сказки» по сказке «Колобок»

 

1.Анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»

Февраль

1.Подготовка к совместному мероприятию с родителями

1.Игра - викторина «Отгадай загадку»

2.Участие в инсценировке сказки совместно с родителями

3.ОД (рисование) «Украсим рукавичку – домик»

1.Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»

2.Инсцинировка русской народной сказки «Кот, лиса и петух»

Март

1.Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

2.Подготовка к совместному мероприятию с родителями

1.Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

3. Дидактическая игра: «Расскажи о картинке»

1.Изготовление атрибутов для театра

2.Инсцинировка русской народной сказки «Колобок»

Апрель

1.Использование сказочных героев во время проведения НОД

2.Подготовка к совместному мероприятию с родителями

1.Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации

2.Дидактическая игра: «Из какой я сказки?»

3. Ремонт книг в книжном уголке

1.Инсцинировка русской народной сказки «Теремок»

Май

1.Проведение итогового мониторинга

2. Оформление проекта

1.Художественное творчество (лепка) «Колобок»

2.Инсцинировка русской народной сказки «Колобок»

3. Заучивание потешек

1.Памятка для родителей. «Что читать ребенку?»

2. «Сделать любимого героя своими руками»

Технология реализации проекта
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Сундук сказок».
Первым событием проекта стало появление «Сундука сказок» в нашей группе. После того как дети обнаружили сундук, им стало любопытно что же там внутри. Но они не решались открыть его сами, так как не понимали, что это за ящик. Когда мы открыли сундук, в нем находился платок и письмо от Сказочницы, в котором было написано о том, что как только сундук открывается и оттуда достается платок – начинается сказка. С этого момента все театрализованная деятельность в группе начиналась с появления платка. Но иногда из сундука появлялась новая книга с новой сказкой. Такое появление сказки обязательно сопровождалось сюрпризным моментом и игровой ситуацией. Такие книги всегда становились любимыми у детей.
В начале реализации проекта был проведен предварительный мониторинг (п. м.) знаний воспитанников второй младшей группы о сказках на основании следующих методик.
Тест №1 «Назови сказки»
Цель: выявить знания детей о сказках.
Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя», «Жихарка», «Пых»)
Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.
1 балл - не знает;
2 балла - называет известные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
3 балла - ребенок называет большинство сказок. 
Тест № 2 «Расскажи сказку»
Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки.
Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.
1 балл - отказывается рассказать сказку;
2 балла - ребенок рассказывает с помощью воспитателя;
3 балла - ребенок свободно рассказывает сказку.
Критерии диагностики:
Низкий (1-2 балла) В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку. 
Средний (3-4 балла) Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя. 
Высокий (5-6 баллов) Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.  
Реализация основного этапа проекта включала следующие мероприятия с детьми:
чтение и рассказывание русских народных сказок,
игры-викторины по прочитанным сказкам,
пересказывание прочитанных сказок,
изобразительная деятельность по мотивам сказок,
театрализованные игры,
изготовление масок,
постановка сказок детьми с участием родителей.
А так же с детьми читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок: «Мишка», «Зайка»; заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Би - ба - бо», «Настольный театр», и т.д.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовали дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
Активное участие принимали дети в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр использовали маски героев.
В самостоятельной деятельности:
-  дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра. Дети стали дружнее; чаще стали приходить друг другу на помощь.
В реализации проекта активно участвовали и родители. Сначала родителям были предложены консультации, направленные на развитие их компетенции в ознакомлении детей со сказками и организации театрализованной деятельности с детьми.
Родители помогли в изготовлении масок для элементов театрализации и организации подвижных игр.
Родители проявили инициативу и творчество в подготовке спектакля, в особенности, в изготовлении костюмов и декораций. Активно участвовали в подготовке выставки «Наши любимые сказки» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. 
Активное участие принимали родители и дети в постановке сказок. Родителями были показаны сказки «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», «Курочка ряба». В постановке каждой сказки участвовала отдельная семья (дети, родители, бабушки и дедушки). Родители активно участвовали в подготовке показа сказки: изготавливали костюмы и атрибуты, разучивали роли, приходили на репетиции.
Также родителями велась активная работа по развитию речи детей, они вместе со своими детьми разучивали потешки, небольшие стихи, играли в подвижные игры с использованием слов «Зайка серенький сидит», «Курочка - хохлатка» и т.д. Участие родителей в театрализованной деятельности вызывало у детей много радости, вызывало чувства гордости за них.
Данная деятельность сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
Полученные результаты
Итоги мониторинга свидетельствуют о том, что у детей повысился уровень знаний о сказках: стали узнавать сказки, определять её героев и характеризовать отношения между ними, понимать связь между событиями и строить умозаключения. У некоторых детей улучшилось звукопроизношение, выразительность и связность речи. Дети научились передавать образ и характерные особенности сказочных героев в театрализованной деятельности. 
То есть прослеживается прямая связь изучения сказок, работы со «сказочным» литературным материалом с приобретённым социально-коммуникативным и речевым опытом детей, развитием активности к участию в образовательной деятельности. Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 
Изменилось и отношение родителей к проектной деятельности.  Родители стали уважать мнение детей, обсуждать с ним предстоящую работу. Стали активнее участвовать в жизни группы.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса родителей к участию в проектной деятельности; сблизила детей, родителей и педагогов группы.
Литература
1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., 2003
2. Берестов В. Д., Аким Я. Л., Александрова З. Н. Хрестоматия для средней группы детского сада, М., 2014
3. Гончарова Л. В., Егоров Ю. М., Макеева Т. Г., Русские народные сказки, М., 2011
4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. М., 2011
5. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. М., 2000
6. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб. 2007
7. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. 2008
8. Шорохова О. А., «Играем в сказку», М., 2007
Источники
1. http://sadikshkola.ru/poteshki
2. http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-aleksandrovna-solov-va/proekt-dlja-detei-vtoroi-mladshei-grupy-volshebnica-skazka.html
3. http://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=section&id=25&Itemid=81
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/14/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search