Проект по материалу творчества К. Чуковского
«Маски чудесные мы примеряем и в театр
волшебный мы попадаем!»
Автор: Куйда О.В., учитель-логопед
Актуальность темы: увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Таким образом, работая в группе компенсирующей направленности, я решила обратиться к театрализованной деятельности. Так как общее недоразвитие речи детей рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, а театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, мною было решено разработать и реализовать проект: «Маски чудесные мы примеряем и в театр волшебный мы попадаем!»
Цель проекта:внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средства всестороннего развития речи детей.
Задачи проекта:
- развитие связной и выразительной речи (умения изменять высоту тона речи, темпа, интонации, ритма речи), коммуникативных навыков (способности вступать в общение, поддерживать общение, проявлять инициативу в общении, высказывать своё мнение в конкретных ситуациях общения, грамотно и ясно сформулировать свою мысль);
- активизация словаря;
- развитие речевой моторики;
- создание условий для развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: ноябрь-март (5 недель)
Участники проекта: дети средней группы №3 компенсирующей направленности, учитель-логопед Куйда Ольга Владимировна.
В процессе реализации проекта были осуществлены следующие этапы:
Iэтап. Подготовительный
1. Обоснование актуальности темы, мотивация выбора, определение цели и задач проекта.
2.Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
3. Предварительный мониторинг умений воспитанников.
IIэтап. Основной
На основном этапе запланировано проведение мероприятий в соответствии с планом:
Сроки |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа над развивающим пространством |
1 неделя ноября |
× Беседа « Что такое театр? Какой бывает театр?» × Беседа-рассуждение «Что такое сказки?» × Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в театр» |
×Круглый стол на тему: «Что такое театр» ×Консультация: «Играть, играть и играть!»
|
×Изготовление ширмы для театрализации |
3 неделя ноября |
× Чтение сказки К.Чукковского «Федорино горе» × Беседа «Кто такой К.Чуковский, что он написал. Рассматривание иллюстраций К.Чуковского. Выделить героев сказки, определить их характеры. Составление загадок по описанию (какой? что бывает таким же?» × Упражнения на координацию речи с движением. Проигрывание этюдов. × Пересказ сказки по опорным картинкам. × Рисование иллюстрации к сказке «Федорино горе» |
×Консультация: «Литература для чтения детям». ×Беседа на тему: «Упражнения для детей, направленных на активизацию тонких движений пальцев» ×-Анкетирование родителей: «Как мы играли с детьми».
|
×Выставка рисунков к сказке «Федорино горе». |
3 и 4 неделя января |
× Проигрывание отдельных сцен с использованием фигурок для пальчикового театра. × Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?» × Распределение ролей. × Лепка героев сказки. |
×Разработка памятки для родителей: «Театр из пластилина». ×Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля.
|
×Выставка атрибутов для пальчикового театра и героев сказки из пластилина.
|
2 неделя марта |
× Показ спектакля для воспитанников младшего возраста детского сада |
×Родительское собрание: «О наших результатах. Чего мы добились». |
× |
Итоговым мероприятием проекта станет драматизация сказки «Федорино горе» для воспитанников младших групп.
III этап. Заключительный
1. Повторный мониторинг умений воспитанников.
2. Обобщение результатов работы.
3. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Критерии мониторинга:
1. повысилось качество связной и выразительной речи;
2. старается вступать в общение, поддерживать общение;
3. проявляет инициативу в общении;
4. высказывает своё мнение в конкретных ситуациях общения;
5. умеет сформулировать свою мысль при обращении к сверстнику или взрослому;
6. увеличился активный словарь.
Формы и методы работы со сказкой:
- выразительное чтение,
- образное рассказывание,
- беседа,
- игры-беседы с куклами-персонажами,
- детские поделки,
- пальчиковый театр,
- кукольные персонажи по сюжетам художественных произведений,
- организованные ролевые игры,
- драматизация сказок.
Предполагаемый результат:
В результате работы над проектом предполагается, что произойдёт:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- Развитие диалогической и монологической речи;
- Создание на занятии благоприятной атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;