Проект
«Такая нужная вода»
Автор: Петрунива Лилия Ивановна, воспитатель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик»
Актуальность.Проблема воды становится одной из важнейших не только в плане ее всестороннего и разумного использования, но и в плане охраны источников: ведь вода – это частица сложной системы. От воды зависит жизнь на земле...
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Это период его бурного роста, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Цель исследования: развитие представлений о значении воды, способах её очистки.
Вода играет огромную роль в жизни человека, она постоянная наша спутница. Поэтому очень важно обратить внимание детей на значение воды в нашей повседневной жизни и научить будущее поколение – бережному отношению к воде. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и ее ресурсам.
Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, элементарные правила рационального природопользования. Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, и т.д., не задумываясь о том, как часто нам нужна вода и смогли бы мы без нее прожить. Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?
Убедившись в актуальности данной темы,я провела беседу с мамой Насти Жидковой, результатом которой, стало решение разработать и реализовать экологический проект.
Были определены цель и задачи проекта.
Цель:сформировать у ребенка знания о значении воды в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные: научить использовать знания о свойствах и значении воды в повседневной жизни.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие:Развивать познавательные способности ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой. Развивать любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Объект исследования: вода.
Продолжительность проекта: 10 дней
Методы:
× наблюдение,
× практическая работа по уходу за комнатными растениями,
× беседы с ребенком о значении воды,
× экспериментальная деятельность по отчистке воды,
× поиск информации в Интернете.
Участники:воспитанница подготовительной к школе группы№3 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой Краснодарского края Жидкова Настя, Жидкова Наталия Юрьевна (мама Насти).
Этапы работы над проектом, мероприятия:
№ |
Этапы, мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1.Подготовительный этап |
|||
1. |
Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта. |
Л.И. Петрунива (воспитатель), Н.Ю. Жидкова (мама) |
1-3 марта |
2. |
Мониторинг знаний ребенка |
Л.И. Петрунива(воспитатель) |
|
2. Основной этап |
|||
1. |
Поиск информационного материала о воде |
Л.И. Петрунива (воспитатель), Н.Ю. Жидкова (мама) |
В течении всего периода |
2. |
Рассказ и беседа с Настей по найденному материалу. |
Л.И. Петрунива (воспитатель), Н.Ю. Жидкова (мама) |
В течении всего периода |
3. |
Наблюдение и уход за комнатными растениями |
Н.Ю. Жидкова (мама), Настя |
|
4. |
Знакомство с работой домашнего очистителя воды «Барьер» |
Н.Ю. Жидкова (мама), Настя |
4 марта |
5. |
Опыты с водой |
Н.Ю. Жидкова (мама), Настя |
5-6 марта |
6. |
Изготовление макета колодца |
Н.Ю. Жидкова (мама), Настя |
7 марта |
3. Заключительный этап |
|||
1. |
Мониторинг знаний ребенка (повторный) |
Л.И. Петрунива (воспитатель), Н.Ю. Жидкова (мама) |
9 марта |
Анализ результатов, подведение итогов. |
|||
2. |
Оформление проекта. |
Л.И. Петрунива (воспитатель), Н.Ю. Жидкова (мама) |
10 марта |
Технология проекта.
Наталия Юрьевна и Настя активно принялись за предложенную педагогом работу. Они определили ряд вопросов для изучения:
1. Как вода попадает в кран.
2. Изучить места в доме, где нужно использовать воду.
3. Выяснить, как очищается вода.
4. Насколько важна вода для жизни человека.
Настя с мамой вместе искали информацию о том, как вода попадает в дом. И выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу. Мама объяснила дочери, что сначала из реки воду человек направил в трубы, где ее очистили и после этого она попадает в наш дом: «Для того чтобы чистая вода побежала из крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но ты теперь знаешь, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?»
Настя с мамой стали изучать места в доме, где нужно использовать воду. Выяснили, на какие домашние нужды используется вода (полив комнатных растений, приготовление пищи, стирка, купание). Познакомившись с работой домашнего очистителя «Барьер», Настя решила, что теперь будет пить только очищенную воду. А проведя совместно с мамой несколько интересных опытов с чистой и загрязненной водой, Настя убедилась в необходимости бережного отношения к воде. А еще мама рассказала Насте, о том, что вода не всегда поступала в дома по трубам. Используя сеть «Интернет», Наталия Юрьевна смогла наиболее информативно рассказать и показать своей дочери, как наши предки, для того чтобы пользоваться водой, рыли глубокие колодцы. Девочке понравились эти необычные сооружения, и она предложила своей маме смастерить свой колодец.
В начале и по завершении проекта Насти был предложен ряд вопросов, определяющий уровень ее знаний о значении воды в доме (первичный и повторный мониторинг):
1. Где нужно использовать воду в доме?
2. Откуда и как вода попадает в дом?
3. Почему важно беречь воду?
Выводы по итогам мониторинга записывались в сводную таблицу (таблица № 1) исходя из оценки: низкий уровень — ребенок затрудняется ответить на вопрос или не отвечает, средний уровень – ребенок отвечает на вопрос с помощью взрослого или ответ не полный, высокий уровень – ребенок отвечает на вопрос с незначительной помощью или самостоятельно.
Таблица № 1
Вопросы для беседы/ Уровень развития знаний |
Первичный мониторинг |
Повторный мониторинг |
||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
1.Где нужно использовать воду в доме? |
|
+ |
|
|
|
+ |
2.Откуда и как вода попадает в дом? |
+ |
|
|
|
|
+ |
3.Почему важно беречь воду? |
+ |
|
|
|
|
+ |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Насти о воде и ее значении в доме до начала проекта был ниже среднего, а после завершения проекта – высокий.
Выводы и результаты:
Настя с мамой подготовили и провели беседы. Воспитатель координировала их действия, помогая в подборе информационного материала и поддерживая интерес ребенка к проводимой работе.
Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Такая нужная вода».
Подводя итог работы по данному проекту, можно сделать вывод, что участвуя в данном проекте, Настя поняла: вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Без нее не возможно существование людей, животных и растений. И для продолжения жизни на земле необходимо беречь воду.
Литература, источники:
1. Рыжова Н.А «Экологическое образование в детском саду». Москва, Издательский дом «Карапуз», 2001г.
2. Белавина И, Найдёнская Н. «Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».
3.«Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».
4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Пособие для воспитателей и учетелей. Минск, «Асар», 2001г.
5. А. Меркулов «Самая удивительная на свете жидкость». Москва 1978г. «Советская Россия». Киев 1982г. «Будивельник»
7. voda.org.ru
8. maam.ru