Get Adobe Flash player
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
            
 

Сведения о ДОУ

Консультация
«Игры-упражнения для развития речи детей»
Учитель-логопед МАДОУ ДС №11
 «Колокольчик» Куйда О.В.
«Игра- это искра, зажигающая огонёк 
пытливости и любознательность»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. От того, сколько внимания уделяется речевому общению с ребёнком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. К 4-5 годам у большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы.
В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет игра. Игры, которые сочетаются с музыкой или движениями, неизменно вызывают у детей интерес. Именно в игре они с удовольствием овладевают речевыми навыками. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между педагогами, родителями и детьми, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способности к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В своей работе я использую игровые формы, что позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
С помощью пособия «Речевые кубики» можно обыграть комплекс на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона или берётся готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов – картинок артикуляционных упражнений.
Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить жалом, морковкой, ракетой.
Кроме того возможно проводить артикуляционную гимнастику, используя разрезные картинки. Они формируют у детей умение воссоздать целостный образ предмета из его частей. Сначала детям предлагаются для складывания карточки с изображением артикуляционного упражнения, разрезанные на две – три части. Взрослый кладёт перед ребёнком сложенную картинку и раздвигает её на части. Прежде чем ребёнок начнёт собирать картинку, можно спросить, что на ней нарисовано. Когда картинка будет сложена, взрослый предлагает ребёнку выполнить артикуляционное упражнение.
После артикуляционной гимнастики мы с вами поиграем в игры для развития речи детей:
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Ребенок: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Ребенок: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Ребенок: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
(«Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
«Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
(в памятке)
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Пусть наши дети говорят красиво! Пусть они вырастут успешными! Пусть совместные занятия принесут нам не только пользу, но и удовольствие! 

Аттестация

Кто на сайте

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте