Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом.
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
· стремление к познанию,
· умение познавать новое,
· живость ума,
· умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное,
· стремление к открытиям,
· умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт,
· свободное воображение,
· фантазия и интуиция, в результате которых, появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Итак, возвращаясь к теме моего сообщения для развития творческих способностей важно использовать все виды музыкальной деятельности. Развитие осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем детском саду создается на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, музыкально - спортивных мероприятиях. Проведение праздника в различной форме позволяет творчески развиваться и раскрыться каждому ребенку. А принимая ролевое участие в таких мероприятиях,ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок учится находиться в непростых условиях социума. Поэтому я считаю актуальную проблему развития творческих способностей детей, посредством занятий музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников.
Так при проведении мероприятий наши дети приняли ролевое участие:
Мероприятие |
Ролевое участие детей |
Группа |
Праздник, посвященный переходу в следующую возрастную группу «Волшебный ключ» |
Кошка, Мурка, Лисичка, Зайка |
Старшие, подготовительные группы |
Фольклорное мероприятие «Троица» |
Катенька |
Старшая группа№1,2,3 |
Фольклорное мероприятие «Праздник спелых яблок» |
Солнышко, Лето |
Подготовительная группа № 1,2 |
Праздник «Пришла Весна» |
Бабочки, Цветок, Веснушка, Медведь, Лиса, Заяц |
Подготовительные группы №1,2 |
Театрализованное представление «Мешок яблок» |
Зайчата, Зайчиха, Медведь, Еж, Крот, Бельчата, Волк, Коза, Козлята |
Подготовительная группа №3 |
Театрализованная деятельность ко дню смеха 1 апреля. Драматизация сказки на новый лад «Снежный колобок» |
Колобок, Лиса, Медведь, Заяц, Кошка, Волк, Машенька, Петрушки |
Подготовительные группы |
Фольклорное мероприятие «Посиделки на покров» |
Подружки Молодицы, Солдатики |
Средние группы. |
Театрализованная постановка по правилам дорожного движения «Колобок-нарушитель» |
Дед, Баба, Светофор, Медведь, Волк, Заяц, Колобок |
Подготовительная группа №1 |
Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке» |
Лошадка, Свинка, Курица, Кошка, Щука, Жаба, Утка, Мышонок, Мышка |
Подготовительная группа №2 |
Праздник «Осень чудная пора»
|
Картофель, Помидор, Лук, Морковь, Свекла, Огурец, Редис, Капуста |
|
Новогодний утренник |
Куклы, солдаты |
Подготовительные группы |
Ролевое участие детей - это не только исполнение ролей в сюжетных постановках, но и выступление в роли ведущего: дети могут читать вступительные стихотворения как приглашение к играм, танцам, песням, могут участвовать в беседе с взрослыми героями. Так, например, в новогоднем утреннике дети подготовительных групп взяли на себя роль со ведущих, читали стихи, вступая в диалог со сказочными героями перед музыкальными номерами.
Такая работа с детьми целесообразна в развитии творческих способностей детей, воспитывая у дошкольников активную позицию уверенного в себе человека.Дети перестают стесняться и бояться публики, следят за выразительностью речи и жестов, учатся контролировать свои эмоции. Некоторые, входя в образ изображаемого героя, фантазируют и сами придумывают его манеру поведения.
Очень часто взрослые несерьезно воспринимают «небылицы» маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто нужно сделать вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.
Интересен опыт проведения проекта «Маму мамочку свою больше всех люблю» в подготовительной группе №2. В праздничную программу для мам было включено театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке», в котором приняли участие не только дети, но и некоторые мамы детей. Родители рисовали маски, помогали делать костюмы. Дети настолько вдохновились идеей выступления перед мамами, что педагоги с трудом помирили детей в ссоре за роли. Выбранные же актеры отнеслись к своей работе с большой ответственностью и больше половины сразу предложили свой вариант изображения своего героя.
Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течение последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно быть дошкольное детство.
Важна роль в данном направлении музыкального руководителя. А, задача всех педагогов – грамотно и интересно организовать работу с детьми, сделать их активными участниками воспитательно - образовательного процесса.