Проектная деятельность

Проект «Потешки - помощники»

Автор: Садчикова Л.А.,воспитатель

Актуальность. Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка.

Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Проблема:

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных потешек «"Сорока- белобока...".», «Ладушки».

Не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи.

Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.

Задачи проекта:

Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.

Развивать мелкую моторику детей.

Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.

Участники проекта:Дети группы, родители, воспитатели.

Длительность проекта:октябрь - декабрь.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод:демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод:коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой метод:игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

 

Этапы работы над проектом:

 

 

Этапы, мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Подготовительный этап

  1.  

Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта.

 

 

 

1 неделя октября

 

 

 

Воспитатели группы

  1.  

Анализ предметной среды группы.

Ознакомить родителей с целями и задачами проекта.

  1.  

Изучения методической литературы.

  1.  

Подбор фольклорного материала с учетом возраста детей.

  1.  

Подобрать консультации для родителей.

2. Основной этап

  1.  

Организация игровых взаимодействий.

 

 

 

Октябрь - декабрь

 

 

 

Воспитатели группы, дети, родители

  1.  

Подбор книг с различными жанрами фольклора (Сказки, потешки)

  1.  

Рассматривания иллюстраций.

  1.  

Организация режимных моментов с использованием малых фольклорных форм.

  1.  

Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

3. Заключительный этап

  1.  

Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.

 

 

4 неделя декабря

 

 

Воспитатели группы

  1.  

Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей.

  1.  

Разработка методических рекомендаций и пр.

  1.  

Составление картотеки потешек для всех режимных моментов.

 

Ожидаемый результат:

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;

Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;

Сформировано положительное отношение к режимным моментам;

У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search