Проект «Потешки - помощники»
Автор: Садчикова Л.А.,воспитатель
Актуальность. Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка.
Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Проблема:
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек «"Сорока- белобока...".», «Ладушки».
Не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи.
Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.
Задачи проекта:
Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
Развивать мелкую моторику детей.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
Участники проекта:Дети группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта:октябрь - декабрь.
Методы и приёмы, используемые в проекте:
Наглядный метод:демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод:коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;
Игровой метод:игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Этапы работы над проектом:
|
Этапы, мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. Подготовительный этап |
|||
|
Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта. |
1 неделя октября |
Воспитатели группы |
|
Анализ предметной среды группы. Ознакомить родителей с целями и задачами проекта. |
||
|
Изучения методической литературы. |
||
|
Подбор фольклорного материала с учетом возраста детей. |
||
|
Подобрать консультации для родителей. |
||
2. Основной этап |
|||
|
Организация игровых взаимодействий. |
Октябрь - декабрь |
Воспитатели группы, дети, родители |
|
Подбор книг с различными жанрами фольклора (Сказки, потешки) |
||
|
Рассматривания иллюстраций. |
||
|
Организация режимных моментов с использованием малых фольклорных форм. |
||
|
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций. |
||
3. Заключительный этап |
|||
|
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта. |
4 неделя декабря |
Воспитатели группы |
|
Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей. |
||
|
Разработка методических рекомендаций и пр. |
||
|
Составление картотеки потешек для всех режимных моментов. |
Ожидаемый результат:
Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.