Советы воспитателей

                                                  Консультация
«Роль нравственного воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста»        
 Воспитатель Л. Б. Стрелкова
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе -главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Первая школа воспитания растущего человека - семья.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями.
Обязанность каждой семьи - развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.
Закон РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка в раннем детском возрасте.(Статья 18, пункт 1).
В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт; семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.
В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин, нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, 
великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существовать семья.
Решающей в воспитание ребенка является нравственно - психологическая атмосфера семьи. Личный пример родителей, для ребенка является образцом для подражания. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Всем известно, что дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в семье.
Жизненный опыт родителей, уровень их образованности, организации семейного досуга, наличие семейных традиций, нравственно- психологическая атмосфера семьи и т.д.- главные составляющие успеха нравственного воспитание в семье. 
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому смысл работы по нравственному становлению личности ребенка состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.
Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здоровой семьи и всего общества.

Search