Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему «Свойства воды»
Автор – составитель: Коршикова Н.А., воспитатель
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание»
- Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
- Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
- Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.
- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «коммуникация»
- Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.
- Способствовать развитию мышления, любознательности
Инструменты и материалы: кусочки льда, спички, 2 стакана с водой, ложка, сахар, земля, монета, карандаш, бумага, пластмассовая крышка и кубик, картошка, лук, нож, салфетки бумажные.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас не обычный урок, мы с вами будем исследователями. Кто такие исследователи и чем они занимаются?
Ответы детей: узнают новое, неизведанное, не обычное с помощью опытов.
Воспитатель: отгадайте загадку (звучит шум воды):
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу(вода).
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Все верно вы говорите и исследовать мы будем воду! А какие правила безопасности необходимо соблюдать исследователям при проведении опытов?
Ответы детей: Не навредить, быть спокойными, осторожными.
Воспитатель: Все верно, а теперь приступим к самому интересному - к опытам.
Опыт 1. В стакан с водой положить ложку, почему хорошо видна? (вода прозрачная).
Опыт 2. Добавить в воду сахар, изменится ли цвет? (сахар не меняет цвет воды).
Опыт 3. Добавить в воду земли и размешать (стала мутная, цвета земли, окрашивается).
Опыт 4. В емкость с водой поместить монету, бумагу, пластмасс (тонет или нет, легкость и тяжесть воды).
Опыт 5.
Воспитатель: Исследователи мои, для чего нам на столе лук и картофель? Какое отношение они имеют к опытам с водой?
Ответы детей: в них есть вода (если дети не отвечают, воспитатель переходит к опыту).
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент и узнаем (разрезает овощи и прикладывает разрез к бумажной салфетке). Наблюдаем влажные следы. Что это? (вода)
Воспитатель: Этот опыт говорит о том, что все живое состоит из воды! Интересно быть исследователем! А теперь немного разомнемся.
Физминутка: Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Воспитатель: В жидком виде мы где встречаемся с водой?
Ответы детей: В виде дождя, в лужах, в кране, в реках, морях.
Воспитатель: Правильно, а вода может быть твердой?
Ответы детей: Когда замерзает и превращается в лед (дети трогают лед и определяют, что он холодный, твердый, гладкий, скользкий).
Воспитатель: Верно. Вода- волшебница: бывает жидкой, твердой и еще может быть летучей!
Опыт 6. Нагревание кусочка льда до горячей воды и пара.
Вывод: Значит, когда вода нагревается, она превращается в пар.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки. В воде – человечки стоят рядом друг с другом. В кусочке льда – крепко держаться за руки. В паре – постоянно двигаются. Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!
Воспитатель загадывает загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Все верно! И эти правила должен соблюдать каждый человек на планете Земля.
Воспитатель: Вот как о воде сказал детский писатель Корней Чуковский:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!