Конспекты ОД

Конспект образовательной деятельности
с использованием игровых и здоровьесберегающих, ИКТ,  технологии моделирования
по  рассказывание русской народной сказки 
«У страха глаза велики»
Автор - составитель: Андреева А.С., воспитатель
Возрастная группа: старшая...
Программное содержание: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений,    выразительно передавая речь персонажей; объяснять значение слов; дать  представление о наперстке, колоде, подпечье. Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название     (это  пословица).  Понимать эмоционально-образное содержание произведения. Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными). Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать   изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов, физминутки.
Материалы и оборудование: зайчик-игрушка, ширма,  «яблоня», картинки-схемы с героями - заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.
Используемые технологии:
- игровая (игровая ситуация, физиогномика);
- здоровьесберегающие (релаксационное упражнение, самомассаж лица, физ.минутка);
- информационно-коммукационные технологии (музыкальное сопровождение, запись звуков; просмотр сказки);
- технология моделирование (использование мнемосхем).     
Содержание:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Релаксационное упражнение: «Спинка отдыхает»
 Я на коврике лежу,
 Прямо в потолок гляжу.
 Лежат ровно пяточки,
 Плечики, лопаточки.
 Спинка ровная, прямая.
А могла бы быть кривая.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.
Звучит медленная, спокойная музыка. Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
Воспитатель:  Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
 Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щёчки.
Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой (запись)
Воспитатель:  Что за странный звук? Ой, ребята, кто это зайчик 
Игровая ситуация
Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
Воспитатель:   Ребята,  зайчик  только что мне сказал, что  он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
Физ.минутка на фоне музыки «В гостях у сказки»
Воспитатель:  А чтобы попасть в сказку, надо взяться  за руки и чётко повторять  за мной волшебные слова:
         «Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,                                                 
           Ги-ги-ги – нам,  зайчонок,  помоги (зайчонок первый )
Отправляемся!                                  
Большие ноги шли по дороге     (идут по дорожке)             
           Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
           Маленькие ножки
           Бежали по дорожке
           Топ-топ-топ, топ-топ-топ.  (дети садятся на стульчики) 
Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».                     
Раз, два, три, четыре, пять –     
Можно сказку начинать
Просмотр сказки «У страха глаза велики».
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? 
Дети: У страха глаза велики.
Воспитатель:  Как вы понимаете название сказки? 
Дети:  Когда человек пугается, у него на лице появляются  большие выпученные глаза.
Физиогномика «Говорящая мимика».
Воспитатель:  Что такое мимика? 
Дети:  Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Воспитатель:  Что может выражать мимика лица? 
Дети:  Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду
Воспитатель: Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Воспитатель показывает смайлики с мимикой следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель:  Ребята, а название этой сказки ещё является  и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.
Дети произносят хором пословицу.
Воспитатель:  А теперь давайте разберемся, кто и чего  в этой сказке испугался.
Ответы детей:
Воспитатель:  Вспомните, как начинается сказка.
Дети:  Жили-были…
Воспитатель:   Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.
Воспитатель: Как называли бабушку?
Дети: Старушка.    
Воспитатель: Как называли внучку? 
Дети: Хохотушка.   
Воспитатель: Как называли курочку?
Дети: Клохтушка. 
Воспитатель:  Как называли мышку?
Дети: Норушка. 
Воспитатель демонстрирует детям первую схему.
Воспитатель:  А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники. Посмотрите, большой кружок – это бабушка…
Воспитатель:  Куда герои ходили каждый день? 
 Дети: За водой.
Воспитатель:  С чем они ходили за водой?  
 Дети: С ведрами.
Воспитатель:   Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?…
 Дети: Большие, поменьше, с огурчик, с наперсток показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение) Воспитатель демонстрирует вторую схему.
Воспитатель:   Откуда брала  воду бабушка?...
 Дети: Из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды,
Воспитатель:   Ребята, хочу сказать, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Воспитатель:    Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом?
Дети: Водоносы.
Воспитатель:     Почему они так названы?
 Дети: Потому что каждый день носили воду.
Воспитатель:     В этот день водоносы донесли воду? 
Дети:  Нет.
Воспитатель:     Кто им помешал? 
Дети: Зайка.
Воспитатель:     Где он сидел?
 Дети: Под яблоней.
Воспитатель:     Как он помешал?
 Дети: Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам.
Воспитатель:    Давайте покажем. А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают)
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Воспитатель:    Что произошло с водоносами?
 Дети: Они побросали ведра и убежали домой.
Воспитатель:  Куда спряталась бабушка? 
Дети: На лавку.
Воспитатель:  Куда спряталась внучка?
 Дети:  За бабушку.
Воспитатель:  Куда взлетела курочка?
 Дети: На печку
Воспитатель:  Куда спряталась мышка?
 Дети: Под печку.
Воспитатель демонстрирует очередную схему.
Воспитатель: Кто со страху померещился бабушке? 
Дети: Медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель:  Почему медведище сказано в сказке? 
Дети: Потому что большущий медведь привиделся бабушке
Воспитатель:  Кто привиделся внучке? 
Дети: Волк. 
Воспитатель:  Курочке?
 Дети: Лиса.
Воспитатель:  Мышке? 
Дети: Котище.
Воспитатель демонстрирует схему.
Воспитатель:  Что произошло с зайчиком? Дети: спрятался в лесу под кустом)
Воспитатель:   Как вы думаете, что он испытал? 
Дети: Страх.
Воспитатель:  Кто привиделся зайчику?
 Дети: Четыре охотника.
Воспитатель:   Какова концовка сказки?
 Дети: У страха глаза велики: чего нет, и то видят.
 Физ.минутка с элементами театрализации.
Воспитатель:   Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки  превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла                             
И по воду пошла .   (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали».   (спокойно идут)
 (Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
Воспитатель: Давайте опять превратимся в ребяток.
 Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Воспитатель:   Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.
III. Итоговая часть
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по сказке?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие задания мы с вами выполняли?
Ответы детей:
 Воспитатель: А что больше всего вам понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Чему вас научила эта сказка?
Ответы детей:
Воспитатель: Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к  дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.
(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)
Воспитатель:  Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться. Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search