Конспекты ОД

Конспект образовательной деятельности
с использованием технологии исследовательской деятельности
на тему: «Какой бывает вода»
Автор – составитель: Андреева А.С., воспитатель
Программное содержание: Формировать представление о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды...
Материалы, инструменты, оборудование: карта мира, пластиковые стаканчики или баночки для каждого ребенка, пресная и подсоленная вода, вода разной температуры, молоко, сок, чай, палочки или чайные ложечки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Предварительная работа: наблюдения в детском саду и дома. Воспитатель предлагает детям в течении нескольких дней запоминать, где и какую они видели воду (в группе, в уголке природы и других помещениях, на прогулке, дома); как они ее использовали. Он напоминает им об этом задании, когда они моют руки, рисуют красками, пьют компот, поливают растения и т.п. Много ли им требуется воды. Затем обсуждают результаты наблюдений, просит ребят ответить на вопрос, для чего мы используем воду. (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду и т.д.) Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее человек не может прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Используемые технологии:
- технология исследовательской деятельности (опыты).
Содержание:                                  
I. Организационный момент
Звучит музыка - звуки природы.
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Улыбнемся, обнимем ребят, которые сидят рядом с вами.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, расскажите о своих наблюдениях о воде.
Дети с воспитателем вспоминают результаты своих наблюдений, о том какая бывает вода в разных ситуациях. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту мира, скажите, пожалуйста, какого цвета на карте больше всего.
Ответы детей
Воспитатель: Да вы правы голубой цвет – это цвет воды. Есть ли водоемы невдалеке от вашего дома.
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в реках (озерах) и морях вода разная: безвкусная, пресная во первых, и солоноватая во вторых. 
Дети пробуют обычную и подсоленную воду. Воспитатель подводит детей к водопроводному крану, включает его ненадолго.
Воспитатель: Скажите, откуда берется вода в кране.
Ответы детей
Воспитатель: В одних регионах питьевая вода поставляется из озер, рек, прудов, в других ее добывают из-под земли. Кажется, что воды на Земле очень много, на самом деле воды, которая нужна человеку, очень мало. Какую воду мы пьем соленую или пресную?
Ответы детей
Воспитатель: Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Ребята, давайте мы с вами превратимся в ученых и проведем опыты с водой.
Опыт 1: «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика нужно опустить палочки или ложечки. 
Воспитатель: В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет. 
Дети: В стаканчике с водой видны, а с молоком – нет.
 Воспитатель: Вода  прозрачная, а молоко нет. Подумайте о том, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Ответы детей
Опыт 2: «У воды нет вкуса».
Дети пробуют воду, молоко и сок и сравнивают их вкус.
 Воспитатель: Ребята, скажите, у воды есть вкус?
Ответы детей
Опыт 3: «У воды нет запаха».
Дети нюхают воду, которую набрали из крана.
Воспитатель:  Пахнет вода или нет? 
Дети: У воды нет запаха. 
Воспитатель:  Вода из водопроводного крана иногда может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Опыт 4: «Пар – это вода».
Воспитатель берет термос или другую емкость с горячей водой, открывает его и обращает внимание детей на пар.
Воспитатель:  Чтобы доказать, что пар – это вода, нужно подержать над паром стекло или зеркальце. 
На стекле появляются капельки. Воспитатель убирает термос и дает детям по очереди потрогать зеркальце, чтобы убедить их – это вода. Все вместе делают соответствующие выводы.
Опыт 5: «Вода – жидкая, может течь».
Дети получают по два стаканчика – один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит, когда мы переливаем воду из стаканчика в стаканчик?
Дети: Она льется. 
Воспитатель: Почему вода может литься.
Дети: Потому что жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Сделаем вывод - вода жидкая, может течь.
Опыт 6: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Детям дают стаканчики с теплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они пробуют воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, можно изменить вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.
Воспитатель:  Давайте вместе сделаем вывод.
Дети: Вода бывает разной температуры – холодная, горячая, прохладная, теплая.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях и реках живет меньше разных животных. На морозе вода замерзает, превращается в лед. Крошечные капельки воды, когда замерзают, превращается в снежинки. Весной снег и лед начинают таять, разливаются реки, начинается половодье. В это время вода может быть опасной для человека и животных.
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Очень долго занимались
И немножко баловались
А теперь детвора 
Отдыхать и вам пора!
III. Итоговая часть
Воспитатель еще раз напоминает о роли воды в нашей жизни, о том, где она встречается, и как мы ее используем, перечисляет вместе с детьми свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов. Благодарит детей за работу на занятии.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search