Конспекты ОД

Водное занятие в подготовительной группе
«Волшебный мир музыки. Первые музыкальные инструменты»
в рамках проекта «Детям о музыкальных инструментах…»
 
Автор – составитель Н.Ю. Жидкова, музыкальный руководитель
Цель: развивать у детей интерес к миру музыки, познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация «Волшебный мир музыки. Первые музыкальные инструменты»...
 Содержание:
Звучит музыкальное произведение Р. Шуман «Грезы», дети заходят в зал
Муз. руководитель: слайд1.Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Послушайте внимательно стихотворение.
- Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
        -  Прислушайтесь… (Дети слушают тишину) Что вы слышите?
Дети: Тишину.
Муз. руководитель: Правильно ребята, это тишина. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным? (дети отвечают) Вот, например, давайте попробуем посмотреть мультфильм без звука слайд2.
- Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и неинтересный.  Мы совсем не замечаем,  но звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Мы же с вами будем говорить о музыкальных звуках.
Муз. руководитель: Слово «музыка», в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. И у каждого искусства есть свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий слайд3. Смотря на картину, мы можем понять, какое время года здесь изображено? Правильно, осень. А ведь никто нам об этом не говорил, мы сами все видим. Литература – при помощи слова. Послушайте замечательное стихотворение А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.
- Вот таким образом, слушая стихотворение, мы можем понять, о чем нам хочет рассказать автор. А музыка говорит с нами, при помощи звуков.  
-  Музыка звучит постоянно в нашей жизни. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и школах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Вот, например, послушайте можно ли  петь и танцевать без музыки.  слайд 4.
- Ребята, как вы думаете, нужна нам музыка? Да, никак нам без музыки не обойтись. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Муз. руководитель:  слайд 5.Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка? (ответы детей)
-  Правильно, музыкальные инструменты, то есть предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Хотите, открою вам секрет: музыка это огромная страна, и в ней живут множество различных музыкальных инструментов. И на наших встречах ребята,  я вас буду знакомить с этим удивительным и волшебным миром, миром музыкальных инструментов. Но прежде…. Мы с вами немножечко поиграем.  
слайд 6. Физкультминутка «Танец в кругу» 
Дети становятся в кружочек и выполняют движения по тексту
Ты друзей не обижай,
Не дерись и не толкай.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево.
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Мы тихонечко присядем,
И немножечко приляжем.
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ноги
И похлопают ладони.
Повернёмся мы направо,
Не начать ли всё сначала? 
- Итак, музыкальные инструменты! И для начала ребята, вы должны узнать о том, что все музыкальные инструменты делятся на четыре группы.  Ударные слайд 7., духовые слайд 8., струнные слайд 9., клавишные слайд 10. В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Позже я расскажу вам о каждой группе подробнее.  
Муз. руководитель: А сейчас посмотрите на следующий слайд. Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…. сам человек. слайд 11.
- Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела, например, по груди или бедру. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал ногой, стучал камнем по камню и бил по натянутой шкуре мамонта.  Так, предметы, окружавшие человека, стали превращаться в музыкальные инструменты.  
Муз. руководитель: Итак, самыми первыми инструментами были ударные инструменты, сделанные из высушенных шкур животных, дерева,  крупных плодов, позже глиняных горшков. Били по ним разными способами: пальцами, ладонями, палками. слайд 12.  
- Следующая группа – духовые инструменты появились, когда древний человек подул в кусочек бамбука, камышовую тростинку, или рог животного.  слайд 13.
- Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. При его натяжении древний охотник заметил, что лук «поёт». слайд 14.  
- А первым клавишным инструментом был клавикорд, который является древним прародителем фортепьяно и появился он намного позже.
слайд 15.  
слайд 16.  
Вопросы для закрепления:
1.Как называется предмет, с помощью которого человек может извлекать различные музыкальные звуки?
2.Назовите первый музыкальный инструмент?
3. Сколько групп  музыкальных инструментов вы знаете, назовите их.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search