ПРОЕКТ
«Создание музейной комнаты в ДОУ»
Авторы: Н.В. Чернушкина (старший воспитатель),
Т.А. Орлова (воспитатель), Е.А. Михайленко (воспитатель) МАДОУ ДС №11 "Колокольчик"
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
В нашем детском саду на территории детского сада уже функционирует этнографический музей-изба. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление. Успешность его использования в работе с детьми определила необходимость создания мини-музея в помещении ДОУ.
Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родной станицы и края.
Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.
Задачи:
С педагогами:
1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
2) повышение профессионализма педагогов в работе по формированию краеведческих представлений;
3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1) знакомить с музейной культурой Кубани;
2) способствовать формированию интереса и любви к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
3) развитие познавательного интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края;
4) содействовать воспитанию гражданственности.
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;
- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Кубани. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.
Участники:
- старший воспитатель;
- воспитатели групп общеразвивающей направленности и специалисты;
- дети дошкольных групп общеразвивающей направленности;
- родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Проект будет реализован в три этапа:
1. подготовительный,
2. практический,
3. заключительный.
На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность), решаются организационные вопросы.
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Составление положения о музейной комнате.
- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ Консультация для педагогов по созданию и организации работы музейной комнаты руководителем музея МАОУ СОШ № 2
- Составление картотеки описания экспонатов.
- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.
- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности
2. Организация работы с детьми
- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)
- Посещение музеев Брюховецкого района с детьми («Районного историко-краеведческого музея», МАОУ СОШ № 2).
- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование,
- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
- Формирование коллекций
- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей
3. Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.
- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Краснодарского края.
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ
- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.
Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования деятельности в рамках музейной комнаты.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:
- формирование и организацию коллекций,
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
- взаимодействие с предметной средой музея.
Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Кубани.
На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Результаты реализации проекта будут представлены через:
- показ открытых мероприятий в рамках проекта,
- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах,
- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате,
- размещение методических материалов на сайте МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик».
На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Для чего нужен музей?
- Что хранится в музее?
- Что можно делать с экспонатами?
- Какие правила поведения в музее ты знаешь?
Предполагаемый результат.
С педагогами:
1. Создание музейной комнаты в ДОУ.
2. Овладение педагогов практическими навыками в организации работы по формированию краеведческих представлений.
3. Разработка положения, пакета методических материалов, системы планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном станице и крае.
2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.
3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.
С родителями:
1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов, оформлении музейной комнаты.
Литература, источники:
1. http://www.ivalex.vistcom.ru
2. http://www.orenipk.ru
3. http://rodnichok2012.ucoz.ru