Проектная деятельность

 ПРОЕКТ
«Создание музейной комнаты в  ДОУ»
Авторы:  Н.В. Чернушкина (старший воспитатель),
Т.А. Орлова (воспитатель), Е.А. Михайленко (воспитатель) МАДОУ ДС №11 "Колокольчик"
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
В нашем детском саду на территории детского сада уже функционирует этнографический музей-изба. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление. Успешность его использования в работе с детьми определила необходимость создания мини-музея в помещении ДОУ. 
Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю. 
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать  работу по изучению  родной станицы и края. 
Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.
Задачи:
С педагогами: 
1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
2) повышение профессионализма педагогов  в работе по формированию краеведческих представлений;
3) разработать положение, пакет методических материалов,  систему планирования  познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.  
С детьми:
1) знакомить с музейной культурой Кубани;
2) способствовать формированию интереса и любви к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
3) развитие познавательного интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края;
4) содействовать воспитанию гражданственности. 
С родителями: 
 1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,
 2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности. 
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея: 
- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;
- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
- личностный компонент:  музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. 
Особенность  мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…). 
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея,  созвучны с основными задачами современных комплексных программ. 
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое,  настоящее и будущее Кубани. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.
Участники:
-  старший воспитатель; 
 - воспитатели групп общеразвивающей направленности и специалисты;
- дети дошкольных групп общеразвивающей направленности;
- родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Проект будет реализован в три этапа: 
1. подготовительный, 
2. практический,
3. заключительный. 
На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность),  решаются организационные вопросы.
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по музейной педагогике. 
- Составление положения о музейной комнате.
- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ Консультация для педагогов по созданию и организации работы  музейной комнаты руководителем музея МАОУ СОШ № 2
- Составление картотеки описания экспонатов.
- Разработка системы планирования   познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.
- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности 
2. Организация работы с детьми
- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)
- Посещение музеев Брюховецкого района с детьми  («Районного историко-краеведческого музея», МАОУ СОШ № 2). 
- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование, 
- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании 
- Формирование коллекций 
- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей
3. Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.
- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Краснодарского края.
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ
- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. 
Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования  деятельности в рамках музейной комнаты.
 Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:
- формирование и организацию коллекций, 
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
- взаимодействие с предметной средой музея. 
Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Кубани.
На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей. 
Результаты реализации проекта будут представлены через:
- показ открытых мероприятий в рамках проекта,
- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах, 
- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате, 
- размещение методических материалов на сайте МАДОУ  ДС № 11 «Колокольчик». 
На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг  через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей. 
Вопросы для беседы с ребенком:
- Для чего нужен музей? 
- Что хранится в музее? 
- Что можно делать  с экспонатами?
- Какие правила поведения в музее ты знаешь?
Предполагаемый результат.
С педагогами: 
1. Создание музейной комнаты в ДОУ. 
2. Овладение педагогов практическими навыками в организации  работы по формированию краеведческих представлений.
3. Разработка положения, пакета методических материалов,  системы планирования  познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.  
С детьми: 
1. Повышение уровня знаний  детей о музее,  о родном станице и крае.
2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.
3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.  
 С родителями:
 1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов,  оформлении музейной комнаты.
Литература, источники:
1. http://www.ivalex.vistcom.ru
2. http://www.orenipk.ru
3. http://rodnichok2012.ucoz.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search