Этапы |
Сроки |
I. Подготовительный 1. Разработка проекта. 2. Разработка конспектов для бесед с детьми. 3.Подбор музыкального материала, иллюстративного, материала для видеороликов, фотоматериала для презентаций, консультаций и буклетов. 4.Разработка сценария к итоговому мероприятию «Путешествие по временам года». |
сентябрь 2015г |
II. Основной (проведение мероприятий в рамках проекта) 1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. 2. Подготовка и изготовление консультаций, буклетов, атрибутов к мероприятиям. 3. Проведение комплекса тематических занятий – бесед по темам «Прощай, солнечное лето», «Осень золотая», «Зимушка – хрустальная», «Весенние кружева». 4. Знакомство с художественной литературой, живописью по теме проекта. 5. Слушание музыкальных произведений композиторов классиков по теме проекта. 6. Изобразительное творчество детей «Рисуем музыку. Времена года» по тематическим разделам «Прощай, солнечное лето», «Осень золотая», «Зимушка – хрустальная», «Весенние кружева». 7. Оформление зала к итоговому мероприятию. 8. Оформление альбомов детских работ на темы «Осень золотая», «Зимушка – хрустальная», «Весенние напевы», «Солнечное лето». 9. Оформление тематического календаря «Времена года». |
сентябрь 2015г- май 2016г |
III. Итоговый 1.Проведение итогового мероприятия: «Путешествие по временам года». 2. Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей» 3. Создание ряда брошюр с конспектами занятий «Времена года в классической музыке». 4. Пополнение методического кабинета аудио, видео, фонотекой по теме проекта. 5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. 6. Анализ работы, подведение итогов. |
Май 2016г |
На основном этапе определен план мероприятий с детьми, родителями и воспитателями:
Название блока |
Примерный репертуар для слушания |
Сроки реализации |
Работа с родителями |
«Прощай, солнечное лето» |
× П.И. Чайковский «Лето» из цикла «Времена года», × А. Л. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года», × Е.Д. Дога «Вальс цветов», × Э.Х. Григ «Птичка», «Бабочка», × Г. В. Свиридов «Дождик» |
сентябрь (2 муз.занятий, интегрированное изо.творчество «Краски лета») |
Консультация (буклет) «Роль классической музыки в становлении личности ребенка» |
«Осень золотая» |
× П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года», × А. Л. Вивальди«Осень» из цикла «Времена года», × Ф.Ф. Шопен «Осенний вальс», × Ц.А. Кюи «Осень», × Д.Б. Кабалевский «Грустный Дождик» |
октябрь - ноябрь (4 муз.занятий, интегрированное изо.творчество «Осенние истории») |
Консультация (буклет) «Перечень музыкальных произведений для слушания классической музыки дома» |
«Зимушка – хрустальная» |
× П.И. Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», × «Щелкунчик», × А. Л. Вивальди«Зима» из цикла «Времена года», × Р. Шуман «Дед мороз», × Ц. А. Кюи «Зима», × Р. Шуман «Зимой», × Г.В. Свиридов «Метель», «На тройке». |
декабрь - февраль (6 муз.занятий, интегрированное изо.творчество Зимняя фантазия») |
Консультация (буклет) «Слушаем музыку композиторов классиков вместе с детьми» |
«Весенние кружева»
|
× П.И. Чайковский «Весна» из цикла «Времена года», × А. Л. Вивальди«Весна» из цикла «Времена года», × А. Т. Гречанинов «Подснежник», × Н.Я.Мясковский «Весеннее настроение», × Людвиг ван Бетховен «Весенняя соната», × Ф. Ф. Шопен «Весенний вальс», × Э.Х. Григ «Лирическая пьеса ", «Весной» × Ф. П. Шуберт «Весенний сон», × Ф. Мендельсон «Весенняя песня», × С. В. Рахманинов "Весенние воды", × Д. Д. Шостакович «Весенний вальс», × И. Штраус «Весенние голоса». |
март - май (6 муз.занятий, интегрированное изо.творчество «Весенняя капель») |
Консультация (буклет) «Классическая музыка в деском саду» |
«Путешествие по временам года» |
× П.И. Чайковский цикл «Времена года», × А. Л. Вивальди цикл «Времена года», × фрагменты классических произведений используемых в ходе реализации проекта.
|
Итоговое мероприятие «Путешествие по временам года» (1 часть - музыкальное развлечение, 2 часть - совместное изо.творчество детей и педагогов, календарь «Времена года». |
Музыкальная гостиная «Времена года» |
Формы и методы проведения мероприятий с детьми: беседы, слушание, танцевально – игровое, изобразительное творчество, ритмопластика, просмотр видео слайдов, фрагментов мультфильмов, видео концертов, презентации, рассматривание иллюстраций, портретов композиторов, музыкально – дидактические игры, релаксация.
По мере изучения репертуара классических произведений с музыкальным руководителем воспитатель ежемесячно в группе вместе с детьми осуществляет рефлексию через организацию различных видах изобразительной деятельности (творческой мастерской).
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на духовно- нравственное воспитание детей, посредством слушания классической музыки.
Планируемые результаты:
Для детей:
1. Дети закрепят представления о характерных особенностях времен года.
2. Дети научатся анализировать музыкальные произведения, понимать их содержание, характер.
3. У детей разовьется творческое мышление и воображение.
Для родителей и педагогов:
1. Повысят профессиональную психолого - педагогическую компетенцию в работе с детьми по теме проекта.
2. Станут активным соучастником ребенка в его творческой и познавательной деятельности.
Вопросы мониторинга с детьми:
1. Знает что такое классическая музыка.
2. Знает, называет композиторов – классиков.
3. Узнает на слух классические произведения.
4. Описывает чувства, возникающие при слушании классического произведения.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
2. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»
3. Б. С. Никитина «Чайковский: старое и новое»
4. Е.В. Незнайкинский «О психологии музыкального восприятия»
5. Р.А. Тельчарова «Музыка и культура»
6. В. Н. Холопова Музыка как вид искусства.
7. М. А. Смирнов Эмоциональный мир музыки.
8. П. М. Якобсон Психология художественного восприятия.
Источники:
1. musical-sad.ru
2. detsad.narod.ru
3. nsportal.ru
4. maaam.ru
5. detpoisk.ru
6. detsad-kitty.ru
8. dou-profi.ru
9. medvejonok-nk.ru