Проектная деятельность

Проект «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе»

Авторы: А.В. Михеева, педагог – психолог, А.С. Андреева, воспитатель

Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Проблема формирования мотивационной сферы и готовности к обучению в школе - одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике...

Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, важным результатом которой является психологическая готовность к школьному обучению. 

Психологическим содержанием перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности от игры к учебной деятельности.  Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации,  отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие задачи дошкольного образования:

«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы (требования к условиям реализации Программы настоящего Стандарта) настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников». (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

Основные предпосылки учебной деятельности в период предшкольной подготовки это:

-общее социально-личностное развитие ребёнка;

-умение произвольно управлять собой;

-формирование положительной учебной мотивации;

Составляющей предпосылкой готовности к школе является мотивационная сфера, которая характеризуется следующими показателями мотивационной готовности:

- познавательный интерес, активность к окружающему миру;

- проявление произвольности в различных видах деятельности – умение действовать по правилам;

- владение учебными навыками: выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения.

Формирование   мотивационной сферы у старших дошкольников, это:

- высокий уровень активности;

- инициативы;

- самостоятельности;

- уважительное отношение к учителю;

- умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;

- умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.

Для того чтобы у детей дошкольного возраста формировались предпосылки к учебной деятельности был создан проект «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе»

Цель проекта: Формирование качественной мотивации к школьному обучению.

Задачи:

-повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению- осознанную мотивацию:

- развитие высокого уровня активности, инициативы, самостоятельности;

- формирование уважительного отношения к учителю;

- формирование умения сосредотачивать внимание на поставленной задаче, планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей

- повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Тип проекта: информационно-творческий, долговременный

Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №1, родители.

Реализация  проекта   предполагает   осуществление   следующих этапов:

1этап. Подготовительный

1. Обоснование актуальности темы, мотивация выбора, определение цели и задач проекта.

2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

3.Мониторинг умений воспитанников.

IIэтап. Основной

На основном этапе предполагается использование в работе с детьми следующих форм и методов:

~       индивидуальные развивающие занятия  с воспитателем (2-4 раза в неделю в зависимости от желания ребенка),

~       групповое занятие с педагогом-психологом (1 раз в неделю),

~       работа с рабочими тетрадями (2-4 раза в неделю в зависимости от желания ребенка),

~       дидактические игры  в соответствии  с ООП ДОУ (ежедневно),

~       Сир.

~       Экскурсии в школу, музей, библиотеку, детскую школу искусств (1 раз в квартал)

III этап. Заключительный

1.  Повторный мониторинг умений воспитанников.

2.          Обобщение результатов работы.

3.  Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Критерии мониторинга:

Критерии мониторинга по проекту «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе» включают в себя следующие мероприятия:

- Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада»

- Рассматривание школьных принадлежностей.

- Загадывание загадок на школьную тему.

- Разукрашивание картинок предметов школьных принадлежностей.

- Рисование «Портрет учителя»

- Диагностика уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.(Методика Р.С. Немов «Чего не хватает на рисунках?»; «Узнай кто это?»; «Найди и вычеркни»; «Проставь значки»; …..)

- Анкетирование детей "Хочу ли я в школу? "

- Тест А. Керна и ориентировочный опросник школьной зрелости Я. Йирасека.

- Методика "Графический диктант"

- Консультации для родителей: «Подготовительная группа: задачи становления основных компонентов школьной жизни», «Готовность детей к школьному обучению», «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

- Информация психолога родителям на тему: «Ребёнок идёт в школу».

- Рекомендации педагога – психолога родителям по подготовке детей к школе психофизиологических особенностях 6 – 7 летних детей.

-Анкетирование родителей для определения готовности или неготовности ребенка к обучению в школе.

- Психологическое просвещение педагогов по темам: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребёнка к школе».

- Выступление на педагогическом совете «Ребёнок на пороге школы».

Предполагаемые результаты у детей:

×     проявление стойкого положительного отношения к предстоящему обучению в школе,

×     проявление активного отношения и самостоятельности в различных видах деятельности,

×     проявление уважительного отношения к профессии «учитель»,

×     проявление умения сосредотачивать внимание на поставленной задаче, планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.

Предполагаемые результаты у родителей:

×          повышение грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Search