Проектная деятельность

Проект

«Такая нужная вода»

Автор: Петрунива Лилия Ивановна, воспитатель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» 

Актуальность.Проблема воды становится одной из важнейших не только в плане ее всестороннего и разумного использования, но и в плане охраны источников: ведь вода – это частица сложной системы. От воды зависит жизнь на земле...

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  Это период его бурного роста, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                 

Цель исследования: развитие представлений о значении воды, способах её очистки.

Вода играет огромную роль в жизни человека, она постоянная наша спутница. Поэтому очень важно обратить внимание детей на значение воды в нашей повседневной жизни  и научить будущее поколение – бережному отношению к воде. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и ее ресурсам.

Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, элементарные правила рационального природопользования. Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, и т.д., не задумываясь о том, как часто нам нужна вода и смогли бы мы без нее прожить. Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Убедившись в актуальности данной темы,я провела беседу с мамой  Насти Жидковой, результатом которой, стало решение разработать и реализовать экологический проект.

Были определены цель и задачи проекта.

Цель:сформировать у ребенка знания о значении воды в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные: научить использовать знания о свойствах и значении воды в повседневной жизни.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивающие:Развивать познавательные способности ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой. Развивать любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Объект исследования: вода.

Продолжительность проекта: 10 дней

Методы:

×          наблюдение,

×          практическая работа по уходу за комнатными растениями,

×          беседы с ребенком о значении воды,

×          экспериментальная деятельность по отчистке воды,

×          поиск информации в Интернете.

Участники:воспитанница подготовительной к школе группы№3 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой Краснодарского края Жидкова Настя, Жидкова Наталия Юрьевна (мама Насти).

Этапы работы над проектом, мероприятия:

Этапы, мероприятия

Ответственные

Сроки

1.Подготовительный этап

1.

Разработка и создание плана проекта. Обозначение сроков реализации проекта.

Л.И. Петрунива (воспитатель),

Н.Ю. Жидкова (мама)

1-3 марта

2.

Мониторинг знаний ребенка

Л.И. Петрунива(воспитатель)

2. Основной этап

1.

Поиск информационного материала о воде

Л.И. Петрунива (воспитатель),

Н.Ю. Жидкова (мама)

В течении всего периода

2.

Рассказ и беседа с Настей по найденному материалу.

Л.И. Петрунива (воспитатель),

Н.Ю. Жидкова (мама)

В течении всего периода

3.

Наблюдение и уход за комнатными растениями

Н.Ю. Жидкова (мама), Настя

4.

Знакомство с работой домашнего очистителя воды «Барьер»

Н.Ю. Жидкова (мама), Настя

4 марта

5.

Опыты с водой

Н.Ю. Жидкова (мама), Настя

5-6 марта

6.

Изготовление макета колодца

Н.Ю. Жидкова (мама), Настя

7 марта

3. Заключительный этап

1.

Мониторинг знаний ребенка (повторный)

Л.И. Петрунива (воспитатель),

Н.Ю. Жидкова (мама)

9 марта

Анализ результатов, подведение итогов.

2.

Оформление проекта.

Л.И. Петрунива (воспитатель),

Н.Ю. Жидкова (мама)

10 марта

 

Технология проекта.

Наталия Юрьевна и Настя активно принялись за предложенную педагогом работу. Они определили ряд вопросов для изучения:

1.      Как вода попадает в кран.

2.      Изучить места в доме, где нужно использовать воду.

3.      Выяснить, как очищается вода.

4.      Насколько важна вода для жизни человека.

Настя с мамой вместе искали информацию о том, как вода попадает в дом. И выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу. Мама объяснила дочери, что сначала из реки  воду человек направил в трубы, где ее очистили и после этого она попадает в наш дом: «Для того чтобы чистая вода побежала из крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но ты теперь знаешь, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?»

Настя с мамой стали изучать места в доме, где нужно использовать воду. Выяснили, на какие домашние нужды используется вода (полив комнатных растений, приготовление пищи, стирка, купание). Познакомившись с работой домашнего очистителя «Барьер», Настя решила, что теперь будет пить только очищенную воду. А проведя совместно с мамой несколько интересных опытов с чистой и загрязненной водой, Настя убедилась в необходимости бережного отношения к воде. А еще мама рассказала Насте, о том, что вода не всегда поступала в дома по трубам. Используя сеть «Интернет», Наталия Юрьевна смогла наиболее информативно рассказать и показать своей дочери, как наши предки, для того чтобы пользоваться водой, рыли глубокие колодцы. Девочке понравились эти необычные сооружения, и она предложила своей маме смастерить свой колодец.

В начале и по завершении проекта Насти был предложен ряд вопросов, определяющий уровень ее знаний о значении воды в доме (первичный и повторный мониторинг):

1.      Где нужно использовать воду в доме?

2.      Откуда и как вода попадает в дом?

3.      Почему важно беречь воду?

Выводы по итогам мониторинга записывались в сводную таблицу (таблица № 1) исходя из оценки:    низкий уровень  — ребенок затрудняется ответить на вопрос или не отвечает, средний уровень – ребенок отвечает на вопрос с помощью взрослого или ответ не полный,  высокий уровень – ребенок отвечает на вопрос с незначительной помощью или самостоятельно.

Таблица № 1

Вопросы для беседы/ Уровень развития знаний

Первичный мониторинг

Повторный мониторинг

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.Где нужно использовать воду в доме?

 

+

 

 

 

+

2.Откуда и как вода попадает в дом?

+

 

 

 

 

+

3.Почему важно беречь воду?

+

 

 

 

 

+

Анализируя  полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Насти о воде и ее значении в доме до начала проекта  был ниже среднего, а после завершения проекта – высокий.

Выводы и результаты:

Настя с мамой подготовили и провели беседы. Воспитатель координировала их действия,  помогая  в подборе информационного материала и поддерживая интерес ребенка к проводимой работе.

Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Такая нужная вода».

Подводя итог работы по данному проекту, можно сделать вывод, что участвуя в данном проекте, Настя поняла: вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Без нее не возможно существование людей, животных и растений. И для продолжения жизни на земле необходимо беречь воду.

Литература, источники:

1. Рыжова Н.А «Экологическое образование в детском саду». Москва, Издательский дом «Карапуз», 2001г.

2. Белавина И, Найдёнская Н. «Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».

3.«Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».

4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Пособие для воспитателей и учетелей. Минск, «Асар», 2001г.

5. А. Меркулов «Самая удивительная на свете жидкость». Москва 1978г. «Советская Россия». Киев 1982г. «Будивельник»

6. dohcolonoc.ru 

7. voda.org.ru 

8. maam.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search