Проектная деятельность

Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности

 

старших дошкольников в музыкальной деятельности»

Автор: Жидкова Н.Ю., музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик».

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,

а, прежде всего воспитание человека»

В.А. Сухомлинский

Современность часто ставит нас в сложные иногда и критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. Многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность...

Конечно, большинство дошкольников в социально - коммуникативном отношении достаточно благополучны. Однако специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа детей эмоционально неуравновешенных, агрессивных, конфликтных, испытывающих сложности в налаживании отношений. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности его социально - коммуникативной деятельности.

Для достижения данных педагогических задач, то есть формирования  социально-коммуникативной компетентности наравне с другими формами и средствами педагоги дошкольных образовательных организаций нередко используют музыку. Как средство развития и воспитания музыка использовалась с давних времен во всех педагогических системах. В современных подходах при использовании музыки в работе с детьми можно выделить несколько направлений:

  • физиологическое - воздействие музыки на различные физиологические функции организма;
  • психотерапевтическое и психологическое - коррекция познавательных, психических, коммуникативных нарушений;
  • социально-педагогическое- приобретение социального опыта для созидательной жизнедеятельности.

Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

вибрационный - является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;

физиологический  - воздействует надыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую систему организма;

психологический - способен значительно менять психическое состояние человека.

В связи со всем вышесказанным возникла идея разработать и реализовать проект, а в дальнейшем и опыт работы направленный на то, чтобы путем комплексного воздействия, через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений развивать умение ребёнка выражать себя, что в дальнейшем позволит ему рефлексируя собственное поведение, комфортно адаптироваться в социуме.

Цель : создать психолого - педагогические условия для формирования социально - коммуникативной компетентности старших дошкольников через включение в различные виды музыкальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Создавать условия для социальной адаптации детей посредством общения с музыкальным искусством в музыкальной деятельности.
  2. Формировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свобода мышления, индивидуальность восприятия.
  3. Воспитывать умение воспринимать себя и других, рефлексируя собственное поведение.
  4. Развивать навыки общения и соучастия (контактность, доброжелательность, взаимоуважение).
  5. Способствовать развитию эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  6. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
  7. Развивать сенсорику, эмоциональную сферу, познавательный интерес, психические процессы.
  8. Активизировать потенциальные возможности детей в развитии эмоционально – художественных, нравственно – эстетических, коммуникативно – рефлексивных основ личности.
  9. Формировать у ребенка позитивное самоощущение, связанное с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Вид проекта: коррекционно - развивающий

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта:  2018-2019, 2019-2020 учебные годы

Участники: старшие - подготовительные группы.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап

  1. Разработка проекта.
  2. Разработка практического материала для коррекионных ситуаций.
  3. Подбор методического, музыкального, консультативного материала.
  4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

II.Основной этап

Проведение мероприятий с детьми в соответствии с составленным перспективным планом:

Учебный год

 

Месяц

 

 

Ритуал приветствия

Вокальное

звуковыражение,

звукотерапия

 

 

Коммуникативные музыкально – ориентированные движения

 

 

Музыкальные игры, творческое

музицирование

 

Активное слушание музыки

 

Ритуал прощания

2018-2019г.

сентябрь

 

«Здравствуйте мои друзья»

 

 

«Передай звук»

 

 

«Удлинитель»

 

«Познакомимся»

Блок 1

«Спасибо скажем»

октябрь

«Карусель»

 

 

«Веселый паровозик»

«Наши зверята»

«Передай другу инструмент»

Блок 2

«До свидания»

ноябрь

 

«Утром Солнышко встает»

 

«Дудочка»

 

«Тропинка»

«К нам гости пришли»

Блок 3

«Вместе весело шагать...»

декабрь

 

«Части тела»

 

«Змейка»

«Поклон»

«Танец с инструментом»

Блок 4

«Эстафета дружбы»

январь

 

«Дружная семья»

 

«Имя друга»

«Котята»

«Девочки, мальчики»

Блок 5

«Прощание»

февраль

 

«Здравствуй дружный круг»

 

«Зеркало»

«Аплодисменты по кругу»

«Круговорот»

 

Блок 6

«Лесенка»

март

 

«Хлопушка»

 

 

«Подарок»

 

 

«Найди друга»

 

«Передай мяч»

Блок 7

«Передай другу «До свидания»»

апрель

«Я – твой друг и ты – мой друг»

 

«Игра с мячом»

«Приветствие»

«Ты мне нравишься»

Блок 8

«Ладошки»

май

 

«Давайте познакомимся»

 

«Дырка»

«Поворот наоборот»

«Фанты»

Блок 9

«А теперь мы улыбнемся»

июнь

 

«Дружба начинается с улыбки»

 

«Баю бай»

 

«Дирижер»

«Передай ритм»

Блок 10

«Встретимся опять»

июль

«Здравствуйте друзья»

 

«Спой  по - разному»

 

«Торт»

 

«Добрые слова»

Блок 11

«Вот как мы умеем»

 

2019-2020г.

сентябрь

«Доброе утро»

 

«Качели»

 

 

«Подари движение»

 

«Поменяемся»

Блок 12

«Обними друга»

октябрь

«Солнечные лучики»

«Кто как поет?»

 

«Ласковый мелок»

«Гляделки»

Блок 13

«Спасибо за приятную встречу»

ноябрь

«Поздоровайся»

 

 

«Найди игрушку»

«Будь готов»

 

«Перекличка»

Блок 14

«Добрые слова»

декабрь

 

«Ладошки»

 

«Орнамент»

 

«Дождь»

 

 

«Игра в парах»

 

Блок 15

«Загадка»

январь

«Наша добрая улыбка»

 

«Звуковая гимнастика»

«Язык жестов»

«Мы пойдем по кругу»

Блок 16

«От сердца к сердцу»

февраль

 

«Доброе утро лесам и полям!»

 

«Отгадай, чей голосок?

«Колокол»

«Дирижер»

Блок 17

«До свиданья скажем дружно»

март

 

«Встаньте в круг»

 

«Тихий голос»

«Колыбельная»

«Музыкальные загадки»

Блок 18

«Споем мы «До свидания»

 

апрель

 

«Круг рукопожатий»

 

 

«В лесу»

 

«Танец с платками»

«Оркестр»

Блок 19

«Свеча доброты и тепла»

май

«Колокольчик»

 

 «Лесные новости»

«Стульчики»

 

«Теремок»

 

Блок 20

«Тепло рук и сердец»

III.  Итоговый этап

  1. Выпуск учебно – методического пособия «Растем, играем, развиваемся» (практический материал коррекционных ситуаций).
  2. Пополнение методического кабинета аудио, видео по теме проекта.
  3. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

Анализ работы, подведение итогов.

В течение всего периода на сегодняшний день с детьми планируется провести 20 коррекционных ситуаций продолжительностью 20 - 30 мин, содержащих различные виды музыкальной деятельности:

А именно:

 Ритуал приветствия и прощания с целью

  • закрепления навыков совместной деятельности, взаимопонимания и

доверия;

  • формирования умения анализировать свои переживания.

2. Вокальное звуковыражение, звукотерапия с целью

  • восстановления свободного дыхания, заблокированного различными страхами, ограничениями в проявлении чувств;
  • воспитания выдержки, уверенности в себе, развития адекватной самооценки;

3. Коммуникативные телесно-ориентированные движения с целью

  • освоения телесной свободы, достижения ощущения внутренней

свободы, свободы действий и самовыражения;

4. Музыкальные игры, творческое музицирование, импровизация с целью

  • тренировки способностей невербального воздействия друг на друга, умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • сброса физического и психического напряжения, нормализации мышечного тонуса;

5. Активное слушание музыки с целью

  • развития эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • совершенствования сенсорных систем восприятия средствами музыки;
  • побуждения к умению договариваться друг с другом, проектировать, распределять, согласовывать свои действия.

Каждая коррекционная ситуация

  • имеет название и сюжетную линию;
  • имеет музыкальное сопровождением;
  • составлена, так чтобы при сохранении целей можно варьировать  подаваемый материал, задания, инструкции, время, место проведения.

Каждое упражнение включает:

  • фантазию (мысли, образы);
  • чувства (эмоции);
  • движения.

Помимо данных форм работы с детьми, совместная работа с педагогом - психологом (предполагается со второго года реализации проекта) предположительно дополнит процесс коррекционно - развивающего воздействия. Отдельные этапы музыкотерапии можно осваивать с детьми на  занятиях в интеграции, в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей в детском саду и дома.

Продуктом проекта станет программа «Растем, играем, развиваемся» по созданию психолого - педагогических условий для формирования социально - коммуникативной компетентности через включение в различные виды музыкальной деятельности, которую смогут использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги ДОО.

Поводя итоги стоит отметить, что проблема формирования социально – коммуникативной компетентности старших дошкольников несомненно актуальна и может успешно решаться в целенаправленной, всесторонней и непрерывной работе с учётом всех сторон гармоничного развития ребёнка. Поскольку только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, психологически защищён, коммуникабелен, свободно адаптируется в социуме.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search