Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности
старших дошкольников в музыкальной деятельности»
Автор: Жидкова Н.Ю., музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик».
«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,
а, прежде всего воспитание человека»
В.А. Сухомлинский
Современность часто ставит нас в сложные иногда и критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. Многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность...
Конечно, большинство дошкольников в социально - коммуникативном отношении достаточно благополучны. Однако специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа детей эмоционально неуравновешенных, агрессивных, конфликтных, испытывающих сложности в налаживании отношений. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности его социально - коммуникативной деятельности.
Для достижения данных педагогических задач, то есть формирования социально-коммуникативной компетентности наравне с другими формами и средствами педагоги дошкольных образовательных организаций нередко используют музыку. Как средство развития и воспитания музыка использовалась с давних времен во всех педагогических системах. В современных подходах при использовании музыки в работе с детьми можно выделить несколько направлений:
- физиологическое - воздействие музыки на различные физиологические функции организма;
- психотерапевтическое и психологическое - коррекция познавательных, психических, коммуникативных нарушений;
- социально-педагогическое- приобретение социального опыта для созидательной жизнедеятельности.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
вибрационный - является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
физиологический - воздействует надыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую систему организма;
психологический - способен значительно менять психическое состояние человека.
В связи со всем вышесказанным возникла идея разработать и реализовать проект, а в дальнейшем и опыт работы направленный на то, чтобы путем комплексного воздействия, через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений развивать умение ребёнка выражать себя, что в дальнейшем позволит ему рефлексируя собственное поведение, комфортно адаптироваться в социуме.
Цель : создать психолого - педагогические условия для формирования социально - коммуникативной компетентности старших дошкольников через включение в различные виды музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
- Создавать условия для социальной адаптации детей посредством общения с музыкальным искусством в музыкальной деятельности.
- Формировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свобода мышления, индивидуальность восприятия.
- Воспитывать умение воспринимать себя и других, рефлексируя собственное поведение.
- Развивать навыки общения и соучастия (контактность, доброжелательность, взаимоуважение).
- Способствовать развитию эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
- Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
- Развивать сенсорику, эмоциональную сферу, познавательный интерес, психические процессы.
- Активизировать потенциальные возможности детей в развитии эмоционально – художественных, нравственно – эстетических, коммуникативно – рефлексивных основ личности.
- Формировать у ребенка позитивное самоощущение, связанное с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Вид проекта: коррекционно - развивающий
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2018-2019, 2019-2020 учебные годы
Участники: старшие - подготовительные группы.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап
- Разработка проекта.
- Разработка практического материала для коррекионных ситуаций.
- Подбор методического, музыкального, консультативного материала.
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
II.Основной этап
Проведение мероприятий с детьми в соответствии с составленным перспективным планом:
Учебный год |
Месяц
|
Ритуал приветствия |
Вокальное звуковыражение, звукотерапия
|
Коммуникативные музыкально – ориентированные движения
|
Музыкальные игры, творческое музицирование |
Активное слушание музыки
|
Ритуал прощания |
2018-2019г. |
сентябрь |
«Здравствуйте мои друзья»
|
«Передай звук»
|
«Удлинитель»
|
«Познакомимся» |
Блок 1 |
«Спасибо скажем» |
октябрь |
«Карусель»
|
«Веселый паровозик» |
«Наши зверята» |
«Передай другу инструмент» |
Блок 2 |
«До свидания» |
|
ноябрь |
«Утром Солнышко встает»
|
«Дудочка»
|
«Тропинка» |
«К нам гости пришли» |
Блок 3 |
«Вместе весело шагать...» |
|
декабрь |
«Части тела»
|
«Змейка» |
«Поклон» |
«Танец с инструментом» |
Блок 4 |
«Эстафета дружбы» |
|
январь |
«Дружная семья»
|
«Имя друга» |
«Котята» |
«Девочки, мальчики» |
Блок 5 |
«Прощание» |
|
февраль |
«Здравствуй дружный круг»
|
«Зеркало» |
«Аплодисменты по кругу» |
«Круговорот»
|
Блок 6 |
«Лесенка» |
|
март |
«Хлопушка»
|
«Подарок»
|
«Найди друга» |
«Передай мяч» |
Блок 7 |
«Передай другу «До свидания»» |
|
апрель |
«Я – твой друг и ты – мой друг» |
«Игра с мячом» |
«Приветствие» |
«Ты мне нравишься» |
Блок 8 |
«Ладошки» |
|
май |
«Давайте познакомимся»
|
«Дырка» |
«Поворот наоборот» |
«Фанты» |
Блок 9 |
«А теперь мы улыбнемся» |
|
июнь |
«Дружба начинается с улыбки»
|
«Баю бай»
|
«Дирижер» |
«Передай ритм» |
Блок 10 |
«Встретимся опять» |
|
июль |
«Здравствуйте друзья» |
«Спой по - разному»
|
«Торт»
|
«Добрые слова» |
Блок 11 |
«Вот как мы умеем»
|
|
2019-2020г. |
сентябрь |
«Доброе утро»
|
«Качели»
|
«Подари движение»
|
«Поменяемся» |
Блок 12 |
«Обними друга» |
октябрь |
«Солнечные лучики» |
«Кто как поет?» |
«Ласковый мелок» |
«Гляделки» |
Блок 13 |
«Спасибо за приятную встречу» |
|
ноябрь |
«Поздоровайся»
|
«Найди игрушку» |
«Будь готов» |
«Перекличка» |
Блок 14 |
«Добрые слова» |
|
декабрь |
«Ладошки»
|
«Орнамент» |
«Дождь»
|
«Игра в парах»
|
Блок 15 |
«Загадка» |
|
январь |
«Наша добрая улыбка» |
«Звуковая гимнастика» |
«Язык жестов» |
«Мы пойдем по кругу» |
Блок 16 |
«От сердца к сердцу» |
|
февраль |
«Доброе утро лесам и полям!»
|
«Отгадай, чей голосок? |
«Колокол» |
«Дирижер» |
Блок 17 |
«До свиданья скажем дружно» |
|
март |
«Встаньте в круг»
|
«Тихий голос» |
«Колыбельная» |
«Музыкальные загадки» |
Блок 18 |
«Споем мы «До свидания»
|
|
апрель |
«Круг рукопожатий»
|
«В лесу»
|
«Танец с платками» |
«Оркестр» |
Блок 19 |
«Свеча доброты и тепла» |
|
май |
«Колокольчик» |
«Лесные новости» |
«Стульчики»
|
«Теремок»
|
Блок 20 |
«Тепло рук и сердец» |
III. Итоговый этап
- Выпуск учебно – методического пособия «Растем, играем, развиваемся» (практический материал коррекционных ситуаций).
- Пополнение методического кабинета аудио, видео по теме проекта.
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
Анализ работы, подведение итогов.
В течение всего периода на сегодняшний день с детьми планируется провести 20 коррекционных ситуаций продолжительностью 20 - 30 мин, содержащих различные виды музыкальной деятельности:
А именно:
Ритуал приветствия и прощания с целью
- закрепления навыков совместной деятельности, взаимопонимания и
доверия;
- формирования умения анализировать свои переживания.
2. Вокальное звуковыражение, звукотерапия с целью
- восстановления свободного дыхания, заблокированного различными страхами, ограничениями в проявлении чувств;
- воспитания выдержки, уверенности в себе, развития адекватной самооценки;
3. Коммуникативные телесно-ориентированные движения с целью
- освоения телесной свободы, достижения ощущения внутренней
свободы, свободы действий и самовыражения;
4. Музыкальные игры, творческое музицирование, импровизация с целью
- тренировки способностей невербального воздействия друг на друга, умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
- сброса физического и психического напряжения, нормализации мышечного тонуса;
5. Активное слушание музыки с целью
- развития эмоционально-личностной сферы ребенка;
- совершенствования сенсорных систем восприятия средствами музыки;
- побуждения к умению договариваться друг с другом, проектировать, распределять, согласовывать свои действия.
Каждая коррекционная ситуация
- имеет название и сюжетную линию;
- имеет музыкальное сопровождением;
- составлена, так чтобы при сохранении целей можно варьировать подаваемый материал, задания, инструкции, время, место проведения.
Каждое упражнение включает:
- фантазию (мысли, образы);
- чувства (эмоции);
- движения.
Помимо данных форм работы с детьми, совместная работа с педагогом - психологом (предполагается со второго года реализации проекта) предположительно дополнит процесс коррекционно - развивающего воздействия. Отдельные этапы музыкотерапии можно осваивать с детьми на занятиях в интеграции, в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей в детском саду и дома.
Продуктом проекта станет программа «Растем, играем, развиваемся» по созданию психолого - педагогических условий для формирования социально - коммуникативной компетентности через включение в различные виды музыкальной деятельности, которую смогут использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги ДОО.
Поводя итоги стоит отметить, что проблема формирования социально – коммуникативной компетентности старших дошкольников несомненно актуальна и может успешно решаться в целенаправленной, всесторонней и непрерывной работе с учётом всех сторон гармоничного развития ребёнка. Поскольку только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, психологически защищён, коммуникабелен, свободно адаптируется в социуме.