Сообщения из опыта работы

Сообщение из опыта работы на тему 
«Исследование способа выполнения нетрадиционной техники рисования  «Эбру» через реализацию проекта «Волшебство на воде»»
Андреевой Анастасии Сергеевны, воспитателя 
Изобразительная деятельность дошкольников по своей природе многофункциональна, что делает ее универсальной в плане всестороннего развития личности ребенка. Однако реализовать заложенный потенциал возможно только при определенных психолого-педагогических условиях. На этапе модернизации системы дошкольного образования, в соответствии с целевыми направлениями ФГОС ДО,  важную роль в процессе эстетического развития детей играет принцип интеграции видов деятельности, в том числе продуктивной и познавательно-исследовательской...
В соответствии с современными методическими подходами и технологиями, был разработан исследовательский проект «Волшебство на воде» педагогическая система организации образовательного процесса, направленного на художественно-творческое развитие детей в условиях интеграции изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности. Данный проект включал в себя поэтапное развитие детского изобразительного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель проекта: разобраться в способе изготовления поделок в технике «эбру» в домашних (не специальных) условиях. 
Задачи проекта:
1. Выяснить, насколько популярна техника «эбру» среди детей и родителей детского сада.
2. Определить материалы используют специалисты для рисования в технике «эбру».
3. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды.
4. Узнать, какая жидкость может удерживать краски на поверхности.
5. Найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта «эбру» в домашних условиях.
6. Определить удобный и простой способ изготовления поделки-подарка в технике «эбру» для мам к 8 марта в условиях детского сада.
 
Объект исследования: удобный и простой способ изготовления поделки-подарка в технике «эбру» в условиях детского сада.
 Гипотеза исследования: в условиях детского сада возможно создавать поделки в технике «эбру», не используя дорогие готовые составы.
Новизна исследования: Определение способа изготовления поделок в технике «эбру» в условиях детского сада на основе взаимодействия красок и жидкостей в искусстве рисования на воде.
Методы исследования:
1. Опрос родителей и детей детского сада.
2. Сбор информации в интернете.
3. Эксперименты с красками и жидкостью.
4. Анализ результатов.
5. Разработка рекомендаций по применению техники «эбру».
 
На первом этапе  Евгения Александровна (мама) и Кира активно принялись за исследовательскую работу. Они определили ряд задач, которые следовало решить в ходе реализации проекта:
1. Выяснить, насколько популярна техника «эбру» среди детей и родителей детского сада.
2. Определить материалы используют специалисты для рисования в технике «эбру».
3. Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды.
4. Узнать, какая жидкость может удерживать краски на поверхности.
5. Найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта «эбру» в домашних условиях.
6. Определить удобный и простой способ изготовления поделки-подарка в технике «эбру» для мам и бабушек к 8 марта в условиях детского сада.
 
Свою работу исследователи начали с опроса детей детского сада и родителей. Для того чтобы выяснить, знают ли воспитанники детского сада об искусстве Эбру было решено провести опрос, состоящий из двух вопросов:
1. «Как думаете, можно ли рисовать по воде?»
2. «Знаете ли вы о технике искусства Эбру?»
 
Второй этап был направлен на создание условий для погружения в деятельность творческого манипулирования с изобразительными и нетрадиционными материалами. Для этого Кира с мамой занялись поиском подробной информации в сети-интернет. 
Выяснили:
- История создания;
-Технологическая последовательность рисования (одной жидкостью на поверхности другой). Выяснилось так же, что специальные краски для «эмбру» слишком сложны в изготовлении, так как в них входят компоненты, которые невозможно в станице нигде достать. Поэтому исследователи вплотную подошли к решению еще одной задачи: найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта «эбру» в домашних условиях. Это было возможно через проведение экспериментов, которые помогли бы сделать вывод – возможно ли использовать те или иные краски и жидкости для получения эффекта «эбру». 
 
Таким образом были создавались условия, при которых ребенок-дошкольник мог проявлять активность в процессе познания и выступить как субъект деятельности. В итоге постепенно формировались следующие мотивы и потребности:
- интерес к новым изобразительным техникам и нетрадиционным материалам;
- желание экспериментировать со свойствами и качествами новых материалов;
- потребность самоутверждения в процессе самостоятельной поисковой деятельности;
- желание овладеть новой информацией на основе имеющегося личного опыта.
Исследовательская работа Киры и ее мамы позволила:
1. самой девочке разобраться в особенностях выполнения работ в технике «эбру»;
2. «заразить» своим интересом к данному виду творчества других детей группы;
3. сделать подарки мамам к Международному женскому дню в интересной, нетрадиционной форме.
Но самое главное – все участники и наблюдатели исследования получили массу положительных эмоций и впечатлений!
 
В результате экспериментирования с разнообразными материалами повысились умения изучать новую информацию, видеть противоречия и формулировать вопросы.
В процессе проведения подобных экспериментов детей подвели к выводам: можно рисовать на любом  материале; можно придумать свою необычную технику; нарисовать можно все на свете.
 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search