Советы старшего воспитателя

Методические рекомендации по использованию методов
и приемов развития, поддержания интереса и повышения активности
дошкольников в образовательной деятельности

 Н.В. Чернушкина, старший воспитатель

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задача современного ДОУ – подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, прозволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование с обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимые информации, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Такое развитие невозможно, если не развивать у дошкольников умение быть самостоятельным, настойчивым, решительным и стремление к саморазвитию. А начинать нужно с пробуждения детского любопытства, пытливости, интереса и познавательной активности.  
Показателями выраженности познавательной активности являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).
Низкому уровню физической и познавательной активности детей соответствует: резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;  попытки отсрочить время начала занятия; отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии; повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия; пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания; нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему .
Для  поддержания интереса и повышения активности дошкольников в образовательной деятельности педагоги  могут использовать различные методы и приемы, соответствующие возрастным и индивидуальным характеристикам конкретной возрастной группы.
Данные методические рекомендации содержат как классические так и авторские методы и приемы, способствующие формированию мотивации дошкольников к различным видам деятельности. Итак, что же может привлечь внимание детей и удерживать их интерес на протяжении всего занятия?
1.    Яркость и красочность предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка, пособие или наглядность).
2.    Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи.)
3.    Приемы, относящиеся к словесному методу: пояснение, указание, беседа, вопрос, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция и другие приемы данной группы, предполагающие последующее включение ребенка в деятельность и его действенную и эмоциональную реакцию.
Например:
    Задание ребенку (иди, Вася, покорми кролика).
    Вопросы, требующие ответа, пояснения или действия (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
4.    Художественное слово: стихотворный, прозаический, фольклорный материал, относящийся к рассматриваемой теме и описывающий характерные черты предмета обсуждения.  Прием может использоваться как в начале работы в виде вступления, так и в ее процессе (сопроводительная речь педагога).
5.    Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
6.     «Предметно-действенный» метод.
Данный метод предполагает использование предметов, предполагающих действия  и манипуляции с ними. Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Используемые предметы должны быть эстетичными и понятны детям, а так же простыми и удобными в использовании как для взрослых, так и для детей.
7.    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Использование мультимедийной установки, компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также  презентации по теме.
Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в образовательной деятельности, а также на итоговых мероприятиях.
8.    Проблемный вопрос или проблемная ситуация (для старшего возраста).
Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе дошкольников и младших школьников? Можно указать на следующие:
1.    привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
2.    поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
3.    помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
4.    побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
5.    помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Необходимо также учитывать то, что:
•    ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
•    посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
•    формулировка должна заинтересовать детей (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
•    варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.
Например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. Солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.
Например 2: Упражнение «Прими решение» (для детей 6-7 лет)
1. Ты пошел в школу, в твоей жизни стало больше дел, новых людей:
•    Появилось много забот, проблем.
•    Именно такая жизнь по мне.
•    Раньше было также.
2. Получил двойку:
•    Расскажу родителям и пообещаю исправиться.
•    Заплачу на уроке, чтобы учитель меня пожалел.
•    Никому не скажу, может, не заметят.
3.  Данил и Саша подрались:
•    Вступлюсь за кого-нибудь из них.
•    Позову воспитателя.
•    Думаю, они сами разберутся.
4. Ты не понял, как выполнить задание в тетради по подготовке к школе:
•    Задам вопросы воспитателю.
•    Спрошу у мамы.
•    Разберусь сам.
•    Не буду делать задание.
9.    «Минутки вхождения в день»
Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует  детей используя, минутки вхождения в день. Они способствуют психическому и личностному росту ребенка,  развивают навыки социального поведения, способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышают общий эмоциональный фон и улучшают психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Приведенные мной  минутки вхождения в день направлены:
- на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
- снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;
- развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;
- развитие самостоятельности и сотрудничества;
- повышение саморегуляции и самоконтроля;
- повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.
- установление  положительных взаимоотношений между детьми.
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо!        
Здравствуй, Солнце!        
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!        
Здравствуй наша большая семья!            Руки поднять вверх
Руками над головой описать большой круг
Плавно опустить руки на ковер
Описать большой круг над головой
Все ребята берутся за руки и поднимают
 их вверх
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!    Взяться за руки и посмотреть
 друг на друга с улыбкой
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!    Потереть глазки, сделать из пальчиков
бинокль и посмотреть друг на друга.
Погладить ушки, приложить ладошки
за ушками (изобразить уши слона).
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
ножки, встать на коленки, руки –
 в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Поднять руки вверх!
10.    Ритуалы начала и конца образовательной деятельности
Начало образовательной деятельности  должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность  от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.
Начало  образовательной  деятельности  будет  своеобраз¬ным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, поже¬лать друг другу что-то приятное и т.п.
Волшебный клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель пере¬дает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «вол-шебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь  не дойдет  до воспитателя.
Доброе животное
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель  тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха¬нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Прини¬мающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или пред¬ложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с деть¬ми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Образовательной деятельности.
Ритуал конца  образовательной деятельности   (Звонит колокольчик)
- Колокольчик звонит
Он ребятам говорит:
"Поскорее собирайтесь,
в путь - дорогу отправляйтесь!"
(дети встают друг за другом - они вагончики)
- Дети, нам пора прощаться с петушком (по теме недели) и его семьёй помашем всем до свидания!
- Загудел паровоз,
И вагончики повез;
Чох-чох, чу-чу,
Я домой вас укачу.
Паровозик увозит детей!
11.     Игровые приемы, действия и ситуации так же вызывают у детей интерес и стимулируют детей к деятельности.
Например, игровые приемы могут быть такими:
а) появление новой игрушки, с которой не знакомы дети;
б) внезапность появления, исчезновение игрушки;
д) изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом);
б) создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками);
в) обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит");
г) сюрпризность, эмоциональность происходящего (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.);
ж) показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает). Др.
Педагогами-практиками разработаны готовые формулы или шаблоны практических игровых способов деления воспитанников на подгруппы, такие как:
•    «секретный конвертик»,
•    «пароль» или «секретное словечко»,
•    цветовая или другая любая другая символика,
•    короткая дидактическая игра.
Надо отметить то, что эти варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но опыт их использования показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста. В предложенных сценариях развития событий представлен вариант сотрудничества дефектолога и воспитателя.
Итак, рассмотрим первый шаблон «секретный конвертик».
Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья». Учитель-дефектолог (или учитель-логопед) приходит в группу за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, учитель-дефектолог (логопед) в рупор (скрученный трубочкой журнал) громко говорит (примерная речь):
Дефектолог (Д) – Внимание! Внимание! Срочное сообщение! Сегодня утром, я увидела в двери моего кабинета вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я и дождалась вас.
Воспитатель (В). – Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я.
Д . – Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдем в кабинет и там узнаем, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах – ребусы со словом «семья»).
Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что-то новое и интересное! Желательно проговорить, что будет по возвращению в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия у учителя-дефектолога, дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по-разному, а слово зашифрованное в них одинаковое. Содержимое «секретного конвертика» может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква…
Не менее интересный способ «пароль» или «секретное словечко».
 Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы, говорит, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «овощи и фрукты», воспитатель утром, говорит ребенку либо слово, обозначающее овощ, либо слово, обозначающее фрукт. Перед занятием дефектолог приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром, каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было слово, обозначающее овощи, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых «секретные слова» обозначают фрукты.
Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.
Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми, начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.
Например, воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребенка эмблемку, значок. На вопрос для чего это и зачем отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете. Например, детям воспитатель прикрепил звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а дефектолог приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.
С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого-либо персонажа, игрушки.
Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок-шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит учитель-дефектолог с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовет их поиграть. В это время воспитатель берет заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы – «щенков»
Приведем пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. Учитель-дефектолог приходит в группу с коробочкой в которой лежат круги синего и красного цветов.
Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП.
Дефектолог – Ребята, посмотрите, что у меня есть (дети отвечают — кружочки). Верно, посмотрите, как их много. Но они непростые. Это ваш билетик на паровозик (показывает синию ленточку и говорит, что приглашает в синий паровозик ребят у которых синии билетик) «уезжают» к нему в кабинет. Воспитатель приглашает детей с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике.
Так еще до начала занятия, дети вспомнили, закрепили цвета, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.
Вариант использования короткой дидактической игры кажется также интересным, поэтому коротко опишем его.
Образовательная ситуация (фрагмент). За 3-5 минут до начала занятия учитель-дефектолог приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке геометрические фигуры) и проводит игру «Узнай, что в мешочке»
Д. – Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но знаю, что и у Натальи Евгеньевны (воспитатель) есть что-то интересненькое, поэтому предлагаю разделиться на 2 команды- одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у воспитателя.
Д. – Когда вернетесь в группу то расскажите друг другу чему же вы научились и поиграете в самую интересную игру.
Таким образом, мотивация, заданная вначале не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.
В заключение можно сделать вывод: каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что заставит задуматься и дети будут помнить долго. Представленные выше методы и приемы являются мощными активизаторами детского внимания, стимулируют у ребенка желание узнать, догадаться, найти решение, придумать. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". Такой подход к организации образовательного процесса способствует развитию познавательного интереса и активности, созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья воспитанников детского сада.
Список литературы:
1.    Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.
2.    Головастикова П. М. “Как сделать учение увлекательным” — журнал “Начальная школа”, 2006 год, № 2, стр.30.
3.    Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
4.    Кукушкин В. С., Болдырева — Варакина А. В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В. С. Кукушкина — Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов на Дону: Издательский центр “МарТ”, 2005.
5.    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/lol-383.html
6.    Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.
7.    Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. 1982. № 4.http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm
8.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
9.    Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. М., 2003.http://www.studfiles.ru/preview/3567436/

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search