Советы музыкальных руководителей

 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
\
Жидкова Н.Ю., музыкальный руководитель
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола) (рис. 14).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Ступеньки
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат¬решка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструмен¬те мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Найди нужный колокольчик
Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них веду¬щий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играю¬щим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого коло¬кольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Угадай колокольчик
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Вал¬дай»)  различного звучания.
Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответ¬ствующей линейке:  красный  кружок — на  нижней, если звенит  большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький коло¬кольчик.
Играют несколько детей. Игра проводится во вторую поло¬вину дня.
Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети рас¬полагают кружки-ноты на трех линейках (рис. 15).
Повтори звуки
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изобра¬жением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», жел¬тый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.
Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
Три поросенка
Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапоч¬ке — Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф-Наф, под пластинкой до второй окта¬вы—поросенок в желтой шапочке—Ниф-Ниф. Здесь же при-креплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8—12 больших карт (по числу игра¬ющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изобра-жением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Игры для развития чувства ритма 
Прогулка
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу игра¬ющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и дол¬гие звуки   (с обратной  стороны  карточек  приклеена  фланель).
Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе (см. с. 28), но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фла-нелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребе¬нок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.
 «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие кар¬точки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Наше путешествие
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, му¬зыкальный молоточек, барабан.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать неболь¬шой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через ска¬калку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепры¬гивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.
Определи по ритму
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки,
угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки (рис. 19, 20).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму оп¬ределяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточ¬ки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карто¬чек (3—4).
Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по чис¬лу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей ма¬ленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— го¬ворит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повто¬ряют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, пра¬вильно выполнивший задание.
Выполни задание
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков (см. игру «Прогулка», с. 38), дет¬ские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).
Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.
Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий  будет  выкладывать  ритмический  рисунок  на  столе.
Игры для развития тембрового слуха
Определи инструмент
Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента  по два),  колокольчик,  четыре деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из игра¬ющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать сле¬дующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.
На чем играю?
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструмен¬тов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты (рис. 21).
Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой кар¬точке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение раз¬личных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображе¬нием таких же инструментов должно быть больше и равно ко¬личеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной боль¬шой карте и 4—6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают малень¬кой    карточкой    соответствующее    изображение    на    большой.
Слушаем внимательно
Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструмен¬тальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инстру¬менты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструмен¬ты исполняют это произведение, и найти их на столе.
Игра проводится на музыкальном занятии с целью закреп¬ления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
Музыкальные загадки
Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бу¬бен, арфа, цимбалы.
Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за кото¬рой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого ока¬жется большее число фишек.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития диатонического слуха
Громко-тихо запоем
Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удале¬ния от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игру можно провести как развлечение.
Колобок
Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и не¬сколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.
Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отвора¬чивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:
«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молото¬чек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан ко¬лобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.
Найди щенка
Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2—3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.
Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спря¬чут щенка, и зовут водящего:
«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка' нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать».
Далее игра проводится так же, как и предыдущая.
Наши песни
Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель с пластинками, фишки.
Ход игры. Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития памяти и слуха
«Сколько нас поет?»
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-кар¬тинки   (для   каждого   играющего),   музыкальные   инструменты.
В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна де¬вочка,   на   второй  двое  детей,   на  третьей  трое,   рис.   22—23).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструмен¬тов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обя¬зательно напомнить детям, что они должны брать столько мат¬решек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех пою¬щих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Слушаем музыку
Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содер¬жание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произ¬ведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Волшебный волчок
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка  (рис. 24).
Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкаль¬ных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего до¬школьного возраста.
Что делают в домике?
Игровой материал. На планшете изображены сказочные до¬мики с открывающимися ставнями. В окошках домиков нахо¬дятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колы¬бельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощритель¬ные значки.
Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руко¬водитель Играет на фортепиано (или звучит мелодия в грам¬записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Назови композитора музыки
Игровой материал. Проигрыватель с пластинками программ¬ных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты компо¬зиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правиль¬ный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руково¬дитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грам¬запись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть исполь¬зована в качестве развлечения.
Веселая пластинка
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содер¬жание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ре¬бенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг¬рывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководи¬тель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках.. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search