Советы учителя - логопеда

 Сообщение из опыта работы 
«Организация работы логопеда с родителями детей с нарушениями  речи»
 
 

Андреева А.С., учитель - логопед

Одним из направлений коррекционно – воспитательной работы с детьми является работа учителя – логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего   воздействия на ребёнка.
Проблема содружества детского сада и семьи не нова. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей с существует определённая дисгармония. 
Наилучшие результаты полноценного развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Комплексный подход к  преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и т. д.)
Целью моей работы с семьёй является оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка; помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду; создать условия для активного участия родителей в воспитании  и обучении ребёнка.
Главной моей задачей при взаимодействии с семьёй ребёнка является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.
В основе моей работы с родителями выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно – педагогического процесса и сотрудничества с семьёй:
1. Коллективные формы взаимодействия.
2. Индивидуальные формы работы с семьёй.
3. Формы наглядно-информационного обеспечения.
Так, родительские собрания предполагают информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы, а именно: решение организационных вопросов, обмен опытом семейного воспитания; сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье, решение текущих организационных вопросов, моё сообщение о результатах диагностики, продвижении детей.
Я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с детьми, раскрываю основные пути дальнейшего коррекционного обучения.
Приглашаю на занятия тех родителей, с которыми во время работы возникли затруднения. Знакомлю их с основными приёмами постановки звуков, артикуляционной гимнастикой, объясняю выполнение заданий, показываю те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми. Информирую родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения. Индивидуальные беседы и консультации побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями.
Продуктивным методом работы с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Мне целесообразно фиксировать необходимые задания и рекомендации как упражнять  артикуляционный аппарат, готовить руку к письму и различные игровые упражнения по преодолению речевого дефекта.
Продуктивно использовать буклеты и памятки для родителей, которые содержат хорошо структуированный короткий текст – напоминание, эстетически оформленные.
Целесообразно организовывать выставки детских работ, вызывая тем самым ситуацию общения родителей со всеми детьми группы для активизации речи. Родителям уместно задавать вопросы, похвалить детей. В результате у детей будет просыпаться интерес к общению со взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появится контроль над собственной речью.
Хочу отметить, что данная модель взаимодействия с родителями будет способствовать усвоению детьми пройденного материала, повышению интереса занятий, будет повышаться уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Формы организации занятий с детьми и их близкими могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно – педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от того насколько правильно будут построены отношения между логопедом и родителями. Значит, очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search