Советы учителя - логопеда

Игровое пособие «Зимующие птицы Краснодарского края»
(для детей старшей группы)
 
Андреева А.С., учитель - логопед
 
Цель: формирование познавательной и речевой активности детей путем включения разнообразных игр и упражнений по теме «Зимующие птицы»
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о зимующих птицах Краснодарского края;
- формировать пассивный и активный словарный запас слов  по теме по теме «Зимующие птицы», за счет новых и трудно произносимых слов;
- формировать звуковую культуру речи по теме по теме «Зимующие птицы»;
- формировать грамматический строй речи: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений) по теме «Зимующие птицы»;
- развивать связную речь.
 
 
Содержание:
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Цель: формирование умения образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев, сорока – сороки – сорок.
Синица – синица – синиц,  ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей, дятел – дятлы – дятлов.
 
 Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Чья у птицы голова?
Подскажи скорей слова.
Цель: формирование умения употреблять притяжательные прилагательные
Пример: голова у воробья – воробьиная, клюв у вороны – вороний, перо у сороки – сорочье и т.д., и т.п.
 
 Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.
Цель: формирование умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек, снегирь – снегирек, синица – синичка и т.п.
 
 Игра «Кто как голос подает?»
Отвечай, да поскорей
Кто, как голос подает?
Цель: закрепление умений детей звукоподражать птицам
1.     Вариант (работа со всеми детьми).
Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т.д.
2 Вариант
Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.
1-й ребёнок: «Чик-чирик»,
2-й ребёнок: «Это чирикает воробей»
3 Вариант
Педагог: «Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает».
 Дети:
-  Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
 - Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
 - Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
 - Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
-  Я голубь. Я умею ворковать.
-  Я снегирь. Я умею свистеть.
 - Я воробей я умею чирикать.
 
 Игра «Скажи кого нет?»
Человеческие дети,
Знают всех птиц на свете.
Все они зимуют, верьте.
Закрывайте глазки детки!
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.).
 
Игра «Что умеют делать птицы?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать птицы.
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Летать, сидеть, прыгать, высиживать, кормить, петь, клевать, пить, щебетать…
 
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Цель: формирование умения называть слова антонимы.
Воробей маленький, а ворона – большая.
У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
 
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
(Снегирь синичка дятел, сорока).
 
Игра «Зимующая - перелетная»
Цель: закрепление у детей умения классифицировать зимующих и перелетных птиц
1.     Вариант
Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагогназывает зимующих и перелётных птиц. Если названазимующая птица, дети хлопают в ладоши, если перелетная – топают ногами.
2.     Вариант
Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица,
воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей –
расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со
снежинкой.
 
 Игра «В зимней столовой»
Цель: закрепление умений у детей узнавать и называть зимующих птиц ,какой голос подают.
Оборудование: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
1 вариант.
Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает вниманиедетей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам.
2 вариант.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.
 
Игра «Узнай птицу по силуэту»
Цель: упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Описание: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц,
называя перелетная или зимующая данная птица.
 
Игра «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные прилагательные.
- Ребята, если у птички белый бок, она какая?(Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая?(Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
 - Если у птицы черная голова, она какая? (Красноголовая)
- Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая)
- Если у птицы тонкий голос, она какая? (Тонкоголосая)
- Если у птицы громкий голос, она какая? Громкоголосая)
- Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).
 
Игра «Сравни птиц»
Цель: составление сложносочинённого предложения с союзом «а».
Детям предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А» между ними. Дети составляют предложения, например:
«Ворона большая, а воробей маленький».
«У вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».
«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.
 
Игра «Какой? Какая?»
Цель: формирование умений подбирать слова - признаки
Педагог называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки). За правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.
Воробей – драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой, …
Сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, белобокая…
Ворона – важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.
 
Игра  «Мама, папа, птенец»
Цель: закрепление представлений о составе семьи зимующих птиц.
- Ворона (папа – ворон, мама – ворона, птенец – вороненок, птенцы – воронята).
- Воробей (папа – воробей, мама – воробьиха, птенец – воробьенок, птенцы – воробьята).
- Голубь (папа – голубь, мама – голубка, птенец – голубенок, птенцы – голубята) и т.д.
 
Игра  Большой – маленький»
Цель: закрепление умение у детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
 Острый клюв – остренький клювик.
 Тонкие лапки – тоненькие лапки.
 Длинная шея – длинненькая шейка.
 Белая грудь – беленькая грудка.
 Черное крыло – черненькое крылышко.
 Толстая шея – толстенькая шейка.
 Короткий хвост – коротенький хвостик.
 Светлые перья – светленькие перышки.
 
Игра «Расскажи о птице»
 Цель : формирование умения составлять описательный рассказ о зимующей птице.
 Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице по мнемотаблице.
- Кто это? Размер (большая или маленькая). Цвет (цвет оперенья птицы). Части тела. Как называются птенцы? Чем питается птица? Какой голос подает? Где живет?
Это пособие развивает кругозор детей и дает более широкое представление о зимующих птицах, а так же вызывает интерес к дальнейшему изучению: образа жизни зимующих птиц и  их повадки. (познавательное развитие в краеведении). 
А так же  помогает уточнить и расширить словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи, развивать диалогическую речь, физиологического дыхание, темп и ритм речи, артикуляционную моторику, зрительное восприятие и внимание. Формирует  навыки сотрудничества, развивать нравственно-эстетические чувства к природе.  
 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search