- Образовательная Программа
- Адаптированная образовательная Программа
- Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район на 2020 - 2024 годы
Группы |
общеразвивающей направленности |
компенсирующей направленности (для детей с ТНР) |
Наименование программы |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район (ОП) |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район (АОП) |
Форма обучения |
Очная. |
Очная. |
Срок обучения |
5 лет: - первая младшая группа (1,5-3 года), - вторая младшая группа (3-4 года), - средняя группа (4-5 лет), - старшая группа (5-6 лет), - подготовительная группа (6-8 лет). Программа ориентирована на детей от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений. |
2 года: - старшая группа (5-6 лет), - подготовительная группа (6-8 лет). |
Язык, на котором осуществляется образование |
Русский. |
Русский. |
Учебные предметы, дисциплины, образовательные области |
Образовательные области:
|
Образовательные области:
|
Практика, предусмотренная образовательной программой |
Не предусмотрена. |
Не предусмотрена. |
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Не используются. |
Не используются. |
Учебный план |
Не предусмотрен. |
Не предусмотрен. |
Календарный учебный план |
Не предусмотрен. |
Не предусмотрен. |
Соответствие обязательной части программы нормативным документам |
|
|
Используемые парциальные программы в вариативной части программ |
|
|
Объем обязательной части Программ составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программы состоят из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
В содержательный раздел Программ входит Рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Результатами освоения Программ являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Таким образом, в группах общеразвивающей направленности реализуется Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа, ОП) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район (далее – ДОУ) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1] и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП) [2].
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Программа ориентирована на детей от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее–ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных
[1]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).
[2]Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022 г., регистрационный N 71847).
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ:
Группы |
Парциальные программы |
||||
Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А.Лыкова |
Парциальная программа ознакомления дошкольников (2-7 лет) с малой Родиной «Я и мой край» (разработана педагогами ДОУ) |
Крюкова С.В., СлободяникН.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» |
Парциальная программа организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (2-7 лет)«Здоровыми растем» (разработана педагогами ДОУ) |
Парциальная программа ознакомления дошкольников (2-7 лет) с основами безопасной жизнедеятельности «Безопасное детство» (разработана педагогами ДОУ) |
|
Первая младшая (1,5-3 года) |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Вторая младшая(3-4 года) |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Средняя (4-5 лет) |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Старшая (5-6 лет) |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Подготовительная (6-7 лет) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
* - программа представляет содержание музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Обязательная часть разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополняет образовательную деятельность по социально – коммуникативному, художественно – эстетическому, познавательному и физическому развитию.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования (далее – ДО), зафиксированных во ФГОС ДО.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит Рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
В группах компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи и ОНР) образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа, АОП) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район (далее – ДОУ), разработанной в соответствии с ФГОС ДО и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее - ФАОП) [1].
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, а ФАОП предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
АОП определяет содержание образовательной деятельности на уровне дошкольного образования (далее – ДО) для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ соответствуют содержанию и планируемым результатам ФАОП.
[3]Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2023 г., регистрационный N 72149).
Структура АОП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой разделАОП включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
2. общение со взрослыми и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и др.),
3. речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь),
4. познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование,
5. изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),
6. конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка,
7. двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр м др.),
8. элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд),
9. музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Содержательный раздел включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью АОП в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных групп компенсирующей направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка нозологической группы по речевому развитию, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы ДОУ.
АОП также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации образовательной программы ДОУ. Система оценивания качества реализации Программы ДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.
Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся компенсирующих групп для детей с ТНР.
Основными участниками реализации программы являются: дети 4-7 лет с ТНР, родители (законные представители), педагоги (воспитатели, специалисты).
Предельная наполняемость групп компенсирующей направленности составляет не более 10 человек.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ:
Группы |
Парциальные программы |
|||
Парциальная программа ознакомления дошкольников (2-7 лет) с малой Родиной «Я и мой край» (разработана педагогами ДОУ) |
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» |
Парциальная программа организации физкультурно-оздоровитель-ной работы с дошкольниками (2-7 лет) «Здоровыми растем» (разработана педагогами ДОУ) |
Парциальная программа ознакомления дошкольников (2-7 лет) с основами безопасной жизнедеятельности «Безопасное детство» (разработана педагогами ДОУ) |
|
Старшая (5-6 лет) |
+ |
- |
+ |
+ |
Подготовительная (6-7 лет) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополняет образовательную деятельность по социально – коммуникативному, познавательному и физическому развитию.
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОУ по АОП, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Оценивание качества, то есть оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям ФГОС ДО и АОП в дошкольном образовании обучающихся с ОВЗ, направлено в первую очередь на оценивание созданных ДОУ условий в процессе образовательной деятельности.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОУ на основе достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в ДОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации, адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ДОУ, что позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО посредством экспертизы условий реализации АОП. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ОВЗ, его семья и педагогический коллектив ДОУ.