Педагогическая импровизация «Знатоки проектного метода»
Н.В. Чернушкина, старший воспитатель
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистерверг
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы.
Содержание:
Педагоги делятся на 3 команды (составление открытки, разрезанной на части).
Вступительное слово ведущего педагогическим советом: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку творчества и фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод (старший воспитатель одевает шапочку «проектный метод»).
- Наше общение пройдет в форме игры «Знатоки проектного метода». За каждый правильный ответ команда получает жетон. Успешной команде, набравшей больше всех жетонов, присваивается звание «Знатоки проектного метода». Для того чтобы определить очередность участия команд в игре, проведем отборочный тур: «Дешифровщик». Задание: расшифровать слово «Без этого не может быть самого проекта» (проблема).
4 5 4 1 3 2 4 1
По схеме:
1
а б в г 2
д е ж з 3
и й к л
4
м н о п 5
р с т у 6
ф х ц ч
7
ш щ ъ ы 8
ь э ю я 9
1-ый тур – Педагогический сундучок (каждая команда достает из сундучка вопрос с 3 вариантами ответов, необходимо выбрать верный).
Вопросы:
1. Что такое педагогическое проектирование:
• дань моде,
• догма профессиональной деятельности педагога,
• вид педагогической деятельности.
2. Что такое гипотеза:
• короткая аннотация проекта,
• опасение педагога о неудачной реализации проекта,
• предположение, требующее объяснения и подтверждения.
3. Какое из определений подчеркивает тип проекта по доминирующему виду деятельности:
• коллективный,
• исследовательский,
• долгосрочный.
4. Кто является основоположником проектного метода?
• американский педагог – демократ Джон Дьюн,
• великий русский педагог К.Д.Ушинский,
• французский психолог Ж.Пиаже, про которого говорят «Он был первым среди равных».
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
• реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями
• выдвижение гипотезы
• открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
• репродуктивный (воспроизведение удержанного в памяти),
• поисковый
• творческий
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
• сопоставление цели и результата проекта
• рефлексивная оценка проекта
• выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Реализуя проект, педагог должен:
• показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
• проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта, как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
• привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их заботы.
9. При проектировании сюжетно-ролевой игры какие стороны деятельности считаете необходимым развивать у детей:
• разнообразие ролей и игровых ситуаций;
• увеличение продолжительности игры;
• уменьшение степени охвата детей.
2-ой тур – «От теории к практике».
1. Расположить этапы проекта в правильной последовательности. (Каждая команда выполняет одинаковое задание. Первая команда, выполнившая задание, получает 2 жетона, вторая – 1, третья – ни одного.)
Алгоритм действий взрослых и детей на этапе освоения проектирования (старшая группа).
• Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
• Совместное определение цели проекта, мотив, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
• Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств реализации проекта.
• Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого.
• Обсуждение результата: ход работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
• Совместное определение перспективы развития накопившегося опыта.
2. Заполнять «системную паутинку» по проекту «Мой дом». (Каждая команда выполняет одинаковое задание. Первая команда, выполнившая задание, получает 3 жетона, вторая – 2, третья – 1 жетон.) (стр.91).
3. Составить «Советы воспитателю при работе над проектом» (за каждый совет – 1 жетон).
3-ий тур – Презентация проектов по региональному компоненту.
Заключительная часть.
1. Подведение итогов игры. Награждение вымпелом «Знаток проектного метода».
2. Утверждение проекта решения педагогического совета.
Проект решения:
1. «Советы воспитателю при работе над проектом» утвердить как памятку для воспитателя, начинающего осваивать проектный метод на практике. Срок: постоянно.
2. Внедрять технологию метода проектов в воспитательно-образовательный процесс. Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги ДОУ, старший воспитатель.