«В чём заключается работа учителя-логопеда?
Этапы работы по коррекции звукопроизношения»
Андреева А.С., учитель - логопед
Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важный показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- он не повторяет за Вами слова;
- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой)
- если в 4 года:
- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов);
- не может запомнить четверостишье;
- совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма)
- если в 5-6 лет:
- все еще есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
- допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.
Функции учителя-логопеда:
- проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
- планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
- осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов.
Этапы коррекционной работы:
• диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;
• подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов;
• коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.
Сроки коррекционной работы зависят:
• индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
• уровня развития психических процессов;
• регулярности посещения занятий;
• участия родителей в коррекционном процессе;
• степени сложности речевого нарушения.
Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее!