Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников
Андреева А.С., учитель - логопед
Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка по подражанию. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям. Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя как ее звуковое наполнение, так и связность высказываний. К 3-4 годам ребёнок улавливает на слух различие между своим неправильным произношением и произношением взрослых и подтягивает своё к имеющемуся в речи взрослых образцу. В норме к 4-5 годам ребёнок различает все звуки. Становление звукопроизношения происходит последовательно: ребёнок усваивает сначала артикуляторно простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова. Ведущую роль в усвоении произношения играет слух. Речь взрослого, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Принципы организации педагогической деятельности по оптимизации процесса речевого развития детей.
- Принцип развития речи как целостного образования: речь является основным средством общения, каналом получения, закрепления и применения информации об окружающей действительности. Предполагает развитие речи в единстве всех ее сторон (диалогической речи, монологической речи, развитие словаря), что обеспечивается решением комплекса задач при учете первичности задачи развития связной речи.
- Принцип взаимосвязи познавательного и речевого развития детей: базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. Предполагает первичность работы по накоплению содержания речи на основе восприятия, мышления, памяти, воображения и освоение речи в условиях решения ребенком значимых для него познавательных задач(словарная работа).
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей: базируется на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации(речь-средство общения дошкольника, способ получения информации об окружающем).Определяет практическую направленность педагогического процесса, то есть предполагает развитие речи как средства общения, в общении, через общение, для общения.
- Принцип обеспечения активной речевой практики: базируется на положении о том, что язык осваивается в процессе речевой практики (диалогической речи), а речевая активность есть основное условие своевременного речевого развития. Предполагает проявление активности в разных видах речевой деятельности (слушании, говорении), а разных видах связной речи (диалогической и монологической), в процессе целого комплекса видов детской деятельности.
- Принцип обогащения мотивации познавательной и речевой деятельности детей: базируется на понимании мотива как важнейшего компонента речевой деятельности, от которого зависит качество ее продукта. Предполагает усложнение мотивов.
Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей.
Задача логопеда - сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна. Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – ребенок приходит в детский сад. Важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы добиться хороших результатов в преодолении звуковых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание родители должны уделять выполнению развивающих игр и упражнений дома. Что касается звукопроизношения, то чем чаще будут небольшие по времени занятия, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть.