Конспект образовательной деятельности
с использованием игровых и здоровьесберегающих, ИКТ, технологии моделирования
по рассказывание русской народной сказки
«У страха глаза велики»
Автор - составитель: Андреева А.С., воспитатель
Возрастная группа: старшая...
Программное содержание: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; объяснять значение слов; дать представление о наперстке, колоде, подпечье. Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица). Понимать эмоционально-образное содержание произведения. Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными). Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов, физминутки.
Материалы и оборудование: зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями - заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.
Используемые технологии:
- игровая (игровая ситуация, физиогномика);
- здоровьесберегающие (релаксационное упражнение, самомассаж лица, физ.минутка);
- информационно-коммукационные технологии (музыкальное сопровождение, запись звуков; просмотр сказки);
- технология моделирование (использование мнемосхем).
Содержание:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Релаксационное упражнение: «Спинка отдыхает»
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая.
А могла бы быть кривая.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.
Звучит медленная, спокойная музыка. Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
Воспитатель: Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щёчки.
Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой (запись)
Воспитатель: Что за странный звук? Ой, ребята, кто это зайчик
Игровая ситуация
Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
Воспитатель: Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
Физ.минутка на фоне музыки «В гостях у сказки»
Воспитатель: А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги (зайчонок первый )
Отправляемся!
Большие ноги шли по дороге (идут по дорожке)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать
Просмотр сказки «У страха глаза велики».
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка?
Дети: У страха глаза велики.
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки?
Дети: Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза.
Физиогномика «Говорящая мимика».
Воспитатель: Что такое мимика?
Дети: Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Воспитатель: Что может выражать мимика лица?
Дети: Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду
Воспитатель: Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Воспитатель показывает смайлики с мимикой следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель: Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.
Дети произносят хором пословицу.
Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.
Ответы детей:
Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка.
Дети: Жили-были…
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.
Воспитатель: Как называли бабушку?
Дети: Старушка.
Воспитатель: Как называли внучку?
Дети: Хохотушка.
Воспитатель: Как называли курочку?
Дети: Клохтушка.
Воспитатель: Как называли мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель демонстрирует детям первую схему.
Воспитатель: А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники. Посмотрите, большой кружок – это бабушка…
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день?
Дети: За водой.
Воспитатель: С чем они ходили за водой?
Дети: С ведрами.
Воспитатель: Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?…
Дети: Большие, поменьше, с огурчик, с наперсток показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение) Воспитатель демонстрирует вторую схему.
Воспитатель: Откуда брала воду бабушка?...
Дети: Из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды,
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом?
Дети: Водоносы.
Воспитатель: Почему они так названы?
Дети: Потому что каждый день носили воду.
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто им помешал?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Где он сидел?
Дети: Под яблоней.
Воспитатель: Как он помешал?
Дети: Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам.
Воспитатель: Давайте покажем. А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают)
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Воспитатель: Что произошло с водоносами?
Дети: Они побросали ведра и убежали домой.
Воспитатель: Куда спряталась бабушка?
Дети: На лавку.
Воспитатель: Куда спряталась внучка?
Дети: За бабушку.
Воспитатель: Куда взлетела курочка?
Дети: На печку
Воспитатель: Куда спряталась мышка?
Дети: Под печку.
Воспитатель демонстрирует очередную схему.
Воспитатель: Кто со страху померещился бабушке?
Дети: Медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке?
Дети: Потому что большущий медведь привиделся бабушке
Воспитатель: Кто привиделся внучке?
Дети: Волк.
Воспитатель: Курочке?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Мышке?
Дети: Котище.
Воспитатель демонстрирует схему.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? Дети: спрятался в лесу под кустом)
Воспитатель: Как вы думаете, что он испытал?
Дети: Страх.
Воспитатель: Кто привиделся зайчику?
Дети: Четыре охотника.
Воспитатель: Какова концовка сказки?
Дети: У страха глаза велики: чего нет, и то видят.
Физ.минутка с элементами театрализации.
Воспитатель: Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла . (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали». (спокойно идут)
(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
Воспитатель: Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Воспитатель: Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.
III. Итоговая часть
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по сказке?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие задания мы с вами выполняли?
Ответы детей:
Воспитатель: А что больше всего вам понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Чему вас научила эта сказка?
Ответы детей:
Воспитатель: Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.
(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)
Воспитатель: Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться. Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой.