Творческий проект
«Дорогами войны»
Авторы – составители: Жидкова Н.Ю., Сурмач Е.Н., музыкальные руководители
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать
жестокой правдой
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память
к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне.
Н.Верб
Много десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.
Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В преддверии празднования семидесятилетия Дня Победы с детьми старших групп был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания по поданной теме.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Дорогами войны», направленный на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через совместные виды деятельности детей, педагогов и родителей.
Цель: Формировать элементарные знания детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Дать представление о значении Победы нашего народа в Великой отечественной войне, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, памятниками, символами, атрибутами боевой славы.
2. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и гордости к Родине, чувство уважения и благодарности за народ, победивший врага.
3. Формировать уважительное отношение к ветеранам и к старшему поколению.
4. Расширить знания детей о станице Брюховецкой в годы Великой Отечественной войны.
5. Развивать творческие способности детей в процессе практической деятельности.
6. Развитие у детей выразительности речи, памяти, артистических способностей через театрализованную игру.
7. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
8. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье, через совместную деятельность с детьми.
9. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
10. Пополнить методический кабинет материалами о ВОВ.
11. Проводить обмен опытом по этой проблеме.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: январь – май 2015г
Участники: старшие группы №1,2,3 МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик», воспитатели, музыкальные руководители, родители.
Выделены следующие этапы
Подготовительная работа:
1. Разработка проекта.
2. Разработка конспектов, презентаций для бесед с детьми.
3. Подбор методического, музыкального материала, фотоматериала для презентаций, консультаций и буклетов, тематических мероприятий.
4.Разработка сценариев к праздничным мероприятиям.
5.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
6.Подготовка и изготовление консультаций, буклетов, атрибутов, костюмов к праздничным мероприятиям.
Основная часть (проведение мероприятий в рамках проекта)
1. Изготовление подарков для пап.
2. Проведение праздничных мероприятий посвященных дню Защитника Отечества.
3. Проведение бесед, презентаций, тематических занятий.
4. Брошюра для родителей «Как рассказать детям о войне?
5. Знакомство с художественной литературой (чтение стихов, пословиц, поговорок, рассказов о войне).
6. Просмотр мультфильмов о войне.
7. Слушание музыкальных произведений военных лет.
8. Участие детей в дидактических играх на военно-патриотическую тему.
9. Рассматривание иллюстрации, фотографии на тему ВОВ.
10. Совместное творчество детей и родителей (рисунки).
11. Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
12. Коллективные аппликации детей на тему ВОВ.
13. Изготовление поделок на военно-патриотическую тему.
14. Проведение физкультурных тематических досугов.
15. Репетиции и разучивание музыкального репертуара с детьми.
16. Экскурсия к памятнику ст. Брюховецкой «Скорбящая мать» (возложение детьми цветов)
17. Оформление зала к празднику.
18. Тематические экскурсии в библиотеку, музей.
19. Изготовление памятных подарков для ветеранов.
20. Создание буклета «Я помню, я горжусь»
21. Оформление альбомов детских работ на темы «Этот день Победы», «Моя Родина», «Была война».
22. Выставки детских рисунков на военно-патриотическую тему.
23. Встреча с ветеранами ВОВ.
Заключительная часть:
1. Проведение открытого мероприятия: «Поклонимся великим тем годам!» с использованием музыки военных лет.
2. Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!»
3. Создание ряд брошюр «Детям о войне», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Города герои и их памятники», «День Победы».
4. Создание аудио, видео архивов по материалам проекта.
5. Создание сборника стихов, загадок, поговорок, рассказов о войне.
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
7. Анализ работы, подведение итогов.
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на достижение цели – формировать элементарные знания детей о Великой Отечественной войне.
Планируемые беседы должны проходить с использованием презентаций.
Планируемые результаты:
Для детей:
1. У детей сформируются элементарные знания о Великой Отечественной войне.
2. У детей расширятся знания о станице Брюховецкой в годы Великой Отечественной войны.
3. У детей сформируется уважительное отношение к ветеранам и к старшему поколению.
4. У детей разовьются навыки в творчестве и исполнительстве и желание участвовать в различных мероприятиях.
5. У детей пополнится художественно - эстетический запас на военную тематику.
6. У детей разовьются чувства любви и гордости к Родине.
Для родителей:
1. Примут участие в создании атрибутов, поделок и костюмов к праздникам.
2. Станут активным соучастником ребенка в его творческой и познавательной деятельности.
3. Закрепят знания о Великой Отечественной войне.
Для педагогов:
1. Повысят профессиональную компетенцию в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
2. Пополнят наглядный, методический , литературный материал для работы с детьми по патриотическому воспитанию.
3. Освоят новые формы работы с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
4. Укрепят четкую гражданскую позицию.
Литература, источники:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,М. А. Васильева «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
2. Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей лет»
3. А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста»
4. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
5. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина»
6. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы»
7. Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников»
8. Ю.Е. Антонов «Как научить детей любить Родину»
9. В.А. Голиков «Подвиг народа»
10. А.П. Казаков «Детям о великой победе»
11. И.И. Рощин «Твердо верю в нашу победу»
12. В.С. Скоробов «Все для фронта»
13. М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» И. Кабанова «Праздники в детском саду. Будем в армии служить!»
14. И. Кабанова «Мы землю эту Родиной зовем»
15. musical-sad.ru
16. detsad.narod.ru
17. nsportal.ru
18. maaam.ru
19. detpoisk.ru
20. detsad-kitty.ru
21. doshkolnik.ru
22. dou-profi.ru
23. medvejonok-nk.ru
Вопросы мониторинга с детьми:
1. Сформированы обобщенные представления о Великой Отечественной войне.
2. Знает о празднике «День Победы».
3. Имеет представление о памятниках, символах, атрибутов боевой славы.
4. Проявляет гордость к Родине и уважительное отношение к ветеранам.
5. Узнает музыкальные произведения военных лет.
6. Стремится к выразительному исполнению музыкального репертуара.