ПРОЕКТ
«Волшебная сказка в музыке»
Автор: Сурмач Е.Н., музыкальный руководитель МАДОУ ДС №11 "Колокольчик"
«Его творчество, сама жизнь, во всем ее величии и мелочности, раскрывается в созданной им музыке. Музыка Чайковского подчиняет нас себе своей искренностью и непосредственностью, он сам желал этого» Б. Асафьев.
Музыка П. И. Чайковского проникнута одним настроением и посвящена одному образу беззаботного детства. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка словно все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке.
Вполне объясним успех балета «Щелкунчик». Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело, бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичём Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Классическая музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Волшебная сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
В ноябре-декабре 2013 года в МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» был реализован проект «Волшебная сказка в музыке».
Цель проекта: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик».
Задачи:
1. Познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
2. Прививать любовь к классической музыке.
3. Учить понимать художественную выразительность классической музыки, особенности её языка.
4. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
5. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведению мероприятия.
6. Развивать творческие способности детей средствами продуктивной и музыкальной деятельности.
Цели и задачи были достигнуты в процессе реализации мероприятий, направленных на художественно-эстетическое развитие, нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации детей.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: ноябрь-декабрь 2013 года.
Участники: воспитанники подготовительной группы № 3, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.
В ходе подготовки к реализации проекта были выделены следующие этапы:
Подготовительная работа:
1. Разработка проекта.
2. Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского.
3. Подбор музыкального материала, фонотеки.
4. Разработка сценария, планирование работы над новогодним утренником. Ноябрь 2013г
Основная часть (проведение мероприятий в рамках проекта)
1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
2. Подготовка и изготовление пригласительных билетов, атрибутов, костюмов к праздничному мероприятию.
3. Репетиции и разучивание музыкального репертуара с детьми.
4. Оформление зала.
5. Слушание и рисование музыки.
6. Оформление альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку». Ноябрь-Декабрь 2013г
Заключительная часть:
1. Проведение итогового мероприятие проекта: новогодний утренник с использованием музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
3. Анализ работы, подведение итогов. Декабрь 2013г
Перед реализацией основного этапа проведен мониторинг с детьми подготовительной группы № 3.
Критерии мониторинга:
1. Узнаёт мелодию П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
2. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
3. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз¬ным характером музыки, музыкальными образами.
4. Умеет выполнять самостоятельно не сложные танцевальные композиции.
5. Ритмично исполняет в ансамбле на ударных детских
музыкальных инструментах классические произведения.
Полученные результаты представлены в сводной таблице«Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»
На основном этапе проекта проведены мероприятия с детьми и воспитателями в соответствии с составленным планом.
Ноябрь:
1.Знакомство детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского.
2.Слушание музыки, рисование с детьми на тему «Мы рисуем музыку»
(использование рисунков в оформлении зала к новогоднему утреннику).
3.Консультация: «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»
Декабрь:
1.Приготовление пригласительных билетов для родителей на новогодний утренник «Волшебная сказка»
2.Проведение новогоднего утренника.
3.Показ театрализованного представления для воспитанников старших и подготовительных групп
4.Создание альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку»
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, были направлены на достижение цели – знакомство детей с жизнью и творчеством русского композитора П.И. Чайковского, развитие свободной творческой личности ребёнка через изобразительное искусство, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений.
Нужно отметить, что в процессе подготовки к мероприятиям шло тесное взаимодействие с воспитателями и помощником подготовительной группы № 3: они принимали активное участие в создании рисунков на тему «Мы рисуем музыку» и подготовке атрибутов к танцам. Помогали в изготовлении пригласительных билетов на новогодний утренник для родителей. А так же оказывали помощь в репетициях и разучивании музыкального репертуара с детьми. Принимали активное ролевое участие в сценарии новогоднего утренника.
Для воспитателей подготовительной группы № 3 была подготовлена консультация «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»
В первую неделю ноября дети знакомились с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Прослушали музыкальную сказку «Щелкунчик».
В свободное от занятий время дети рисовали на тему «Мы рисуем музыку». Была использована музыка из балета «Щелкунчик» (Вальс цветов, Зажигание и украшение ёлки, Адажио, Вальс снежных хлопьев). В дальнейшем 20 рисунков были оформлены и использованы для украшения фойе, а остальные были использованы для создания альбома детских работ «Мы рисуем музыку»
В декабре дети приготовили для родителей пригласительные на новогоднее представление. Весь декабрь шла активная подготовка к утреннику, репетиции театрализованного представления и разучивание музыкального репертуара.
Итогом проекта стал новогодний утренник с участием воспитанников подготовительной группы № 3 в театрализованной постановке «Щелкунчик», в котором была использована музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
В рамках проекта театрализованная постановка «Щелкунчик» была показана для воспитанников старших и подготовительных групп детского сада «Колокольчик».
В завершении проекта был проведен контрольный мониторинг с представленными выше критериями мониторинга. Получили следующие результаты (табл. №1 «Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»).
Анализ полученных результатов нашел отражение в табл. №2 «Результаты мониторинга результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке». Явно прослеживается динамика повышения умений детей в понимании классической музыки, знаний музыки балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Достигнутые результаты:
1. Дети стали иметь представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского, в частности о балете «Щелкунчик».
2. У детей появился интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
3. через изобразительную деятельность.
4. Дети с интересом приняли участие в утреннике.
5. Был создан альбом детских работ.
Считаем, работу по проекту «Волшебная сказка в музыке» успешно завершенной.
Литература, источники:
1. amnesia.pavelbers.com
2. fan.ru
3. maaam.ru
4. nsportal.ru