Конспекты ОД

 Конспект итогового интегрированного занятия  
«Удалые казаки» в рамках проекта «История Кубани»
(подготовительная к школе группа)
Автор – составитель: Петрунива Л.И., воспитатель 
Цель: Расширение представления детей о казаках. 
Задачи: 
1. Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков. 
2. Углублять знания детей об одежде, боевых орудиях казаков, их назначении, названии.
3. Знакомить детей с народным фольклором: пословицами, песнями, играми, стихами.
4. Знакомить детей с казачьим оберегом – подкова. 
5. Развивать интерес детей к историческому прошлому. 
6. Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки.
7. Развивать у детей мышление, воображение, мелкую моторику рук.  
8. Воспитывать нравственно - патриотические чувства детей дошкольного возраста (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому).
Материалы, оборудование: музыкальный центр, медиа проектор, аудиозаписи казачьих песен,  презентация «Удалые казаки», веревка, шапка, платок, соленое тесто, бусины, семена тыквы, подсолнечника, лавровый лист.  
Слайд №1
Ход  занятия
Слайд №2
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.
- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. И я предлагаю вам сегодня еще раз окунуться в такой интересный и поучительный для нас с вами мир наших предков.
(Воспитатель накидывает на плечи платок и на фоне музыки «Гляжу в озера синие» повествует быль о жизни казаков)
Слайд №3
-В давние, давние времена, сказочные, лихие
На просторах Руси была страна, под названием «Казакия»
У Днепра и у Дона-реки селились храбрые казаки.
Слайд №4-6
Строили казаки станицы, стерегли зорко России границы.
Были они люди храбрые, удалые. Умели, и воевать и жить ладно.
Жили казаки по всей России
Звали их: Запорожские, Уральские, Донские,
Сибирские, Терские, Кубанские.
Слайд №7-8
- Если в казачьей семье рождалась деваха,
Чтоб перед женской жизнью не было страху,
Дарили ей икону Богородицы,
По древнему обычаю, как водится. 
-Если первенец в казачьей семье народился,
То дед от радости заходился!
На родины подарки дарили:
Ружье, патроны,порох
Дарили подарков целый ворох.
Слайд №9
Первый внук-продолжатель казачьего рода.
И хоть какая была погода,
Гремели на улице пляски,да песни,
Радовались дружно всей станицей вместе!        
Слайд №10
Воспитатель: Как подрастал хлопец, в казаки посвящали,
На глазах у всей станицы на коня сажали
А когда отец был в военном походе
В семье он оставался за главного,
Как за командира, вроде.
За дом и хозяйство он был в ответе,
Слушались его старшие и младшие дети.
Да и дед говорил с ним как с равным-
Вот,что в казачьем воспитании было главным!
Слайд №11
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы про казаков?
Дети: Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
Слайд №12
Воспитатель: Молодцы ребята, настоящие казачата. А сейчас отгадайте загадки:
1.Голове не будет страха, 
если есть на ней … /папаха/
2.В модных джинсах не поскачешь, 
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове, 
надо хлопцам…/галифе/                                        
3.Кому - плащ, кому - тужурка, 
казаку – казачья…. /бурка/
4.Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
5.Между делом, тары-бары, 
Носит батько … /шаровары/
6.А, чтоб сделать ловкий шаг, 
полагается… /кушак/
7.В ножнах спит, а не в постели. 
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра. 
Казаку в бою - сестра.  /шашка, сабля/                                               
Слайд №13
8.Чуть поменьше, ловкий брат, 
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал, 
под рукой всегда… /кинжал/
9.Перекрестятся старушки, 
Когда грянет выстрел... /пушки/
10.Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт - 
это строчит…     /пулемёт/
11.Он в разведке и в дозоре, 
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет – 
наготове… /пистолет/
12.Кто в бою надёжный друг, 
знает своё дело?
С казаками на врагов 
наступает смело?  
Он, как ветер, как огонь. 
Лучший друг – любимый…  /конь/
Слайд 14
- А еще на Кубани говорили так «Всякая душа празднику рада», и когда казаки возвращались из заморского похода, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, повеселиться.
- А по кубанскому обычаю, как водится,
Без игр веселых не обходится!                         
Слайд 15
Игра «Петушиный бой»
/два мальчика стоят в кругу из веревки, под музыку прыгают на одной ноге, руки на поясе, стараются вытолкнуть плечом из круга/  
Воспитатель: Поспела новая игра,
Нелегкое задание.
За дело взяться нам пора
И проявить старание.
Игра «Передай шапку»
/дети по кругу передают шапку, на ком остановится, тот выходит в круг и танцует/
Слайд 16 
Воспитатель:  А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам историю об одной кубанской семье.
 В некотором царстве, в некотором государстве, в казачьей станице жила-была казачка Аксинья. Всё в её руках спорилось: и хлеб пекла, и курень в порядке держала, а осень приходила богатый урожай с сада- огорода собирала. Семья у неё была ладная, да дружная. Муж Григорий- казак работящий.  Он и коня мог подковать, и землю вспахать, и зерно в поле посеять.
Да и казачата от родителей не отставали. Маленький Андрейка гусей пас, а Алёнка за коровушкой кормилицей ходила, и накормит её, и напоит, и молоком парным всю семью угостит.
Все вокруг удивлялись, как дружно они жили, никогда не ссорились, не горевали.  И стали люди спрашивать у Аксиньи секрет её счастья. А она и рада людям его открыть – пусть все вокруг в мире и в любви живут. А для счастья в  каждой семье оберег должен быть. Он семью от всего убережёт, любые невзгоды пережить поможет.
Слайд 17
Воспитатель:  Посмотрите, какой оберег был у Аксиньи в семье – это подкова. Хотите, научу вас обереги делать? 
Каждый из вас подкову по-своему может украсить так, как он считает нужным.  Но очень важно знать значение  используемых для украшения материалов.
Бусины – символ красоты,
Бобовые – символ достатка, сытой жизни,
Семена тыквы – символ плодородия,
Лавровый лист – слава и успех,
Семена подсолнечника – здоровье детей в доме.
А сама подкова – это проверенный временем оберег всех счастливых домов, она приносит удачу всегда и всем. Добавленные вами украшения только дополнят оберег еще большим значением.
Главное это делать с душою и любовью. Когда работать станете, думайте, чего бы вы для своей семьи хотели: здоровья, счастья, любви.
Слайд 18
Продуктивная деятельность – лепка подковы из соленого теста.
Воспитатель:  Вот какие чудесные подковы у нас получились. А чтобы оберег волшебством наполнился – его надо всей семьёй рассмотреть и придумать о нём счастливую историю. И тогда он непременно сохранит в семье мир, любовь и удачу.
- Смогли сегодня все вы чудо совершить,
Семейный оберег на счастье сотворить.
Давайте часто вспоминать, и не редко
О том, как жили казаки - наши предки. 
Вопросы для закрепления:
1. О ком мы сегодня говорили? (казаках)
2. Кто такой казак? (вольный человек)
3. Как называется предмет, который оберегал казачью семью от невзгод? (оберег - подкова)
4. Объясните значение материалов используемых для украшения подковы?
Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие подошло к концу, я благодарю вас за старание. Вы все большие молодцы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

Search