Педагогическая копилка

Консультация «Природа как средство нравственного и эстетического воспитания»
подготовила: Садчикова Л.А., воспитатель
Красота в природе существует объективно. Она неотъемлема от естественных свойств предметов и явлений природы и выражается в красках, звуках, формах.
Замечают ли дошкольники красивое в природе, в чём они его видят?
Как реагируют на красоту природы?
Как влияет красота природы на их поведение?
Исследования показывают. Что дети очень рано замечают красоту в природе и тянутся к ней. Литературные источники подтверждают положение о сильном эмоциональном воздействии на них красот природы.
Обилие в природе красок, форм и звуков, их сочетание, красочность, ритм и динамика - всё это вызывает даже у самых маленьких эмоционально окрашенные ощущения. Эти эмоции являются основой для формирования эстетического чувства, чувства прекрасного.
Любовь к родной природе мы понимаем, как многогранное патриотическое чувство, проявляющееся в определённом эмоциональном состоянии и поведении человека. При правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею. Но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений и уходу за животными.
Предпосылкой для развития этого чувства являются положительные эмоции, возникающие от общения детей с природой и восприятия её красоты.
Необходимо привлекать детей к посильному участию в общеполезном труде. Это создаёт условия, побуждающие действовать активно в разных жизненных ситуациях и решать в труде задачи, поставленные жизнью.
Необходимо воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам:
Заинтересовать работой по выращиванию растений, уходу за животными и научить элементарным приёмам этой работы;
Подвести к доступному пониманию содержания, результатов и значения их работы;
Приучать радостно, вместе выполнять нужную работу и охотно делиться её результатами;
Приучать видеть красивое в природе.
Особое внимание в процессе наблюдений следует уделять воспитанию положительных чувств:
* Жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам;
* Желания и готовность заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни.
* Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости.
«Родные края»
 (Е. Серова)
Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!    

Search