Проект «Страна казачьих игр и забав»
Автор: Петрунива Л.И., воспитатель, Жидкова Н.Ю., музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик».
Актуальность: Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности. В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В процессе обсуждения важности данного вопроса с родителями, было принято совместное решение о реализации проекта, под названием «Страна казачьих игр и забав».
Цель проекта: донести до потомков национальный колорит обычаев, образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Задачи:
- Знакомить с кубанскими народными играми.
- Прививать любовь к своей малой Родине.
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Учить детей передавать образы животных.
- Активизировать речь детей.
- Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами к играм.
Сроки реализации:октябрь 2018 г. – март 2019 г.
Участники: дети старшей группы № 1, педагоги групп, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
-Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
- Основной (реализуется на основании плана мероприятий):
Сроки |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
Октябрь |
1. «Лихие наездники». 2. «Не займай». 3. «Конники». 4. «Подсолнухи». |
Изготовление атрибутов к играм. |
|
Ноябрь |
1. «Казачья». 2. «Мельница». 3. «Капуста». 4. «Утка и селезень». |
Игровая программа с участием родителей |
Изготовление атрибутов к играм. |
Декабрь |
1. «Игровая». 2. «Гори, гори ясно». 3. «Здравствуй дедушка Прокоп». 4. «Заря – заряница». |
Изготовление атрибутов к играм. |
|
Январь |
1. Хороводная «Просо сеяли». 2. «Золотые ворота». 3. «Чурилки». |
Игровая программа с участием родителей |
Изготовление атрибутов к играм. |
Февраль
|
1. Хороводная игра «Веночек». 2. «Катай каравай». 3. «Жаворонок». 4. «Сон казака». |
Изготовление атрибутов к играм. |
|
Март |
1. «Заплетайся плетень». 2. «Горелки». 3. «Тополек». 4. «Пчелы». |
Игровая программа с участием родителей |
Изготовление атрибутов к играм. |
- Заключительный этап:
- Анализ результативности проделанной работы по проекту «Страна казачьих игр и забав».
- Обмен опытом работы по проекту с педагогами других ДОО.
- Брошюра – картотека.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного проведений игр, дети должны:
-научиться технически правильно осуществлять двигательные действия
избранных казачьих и обрядовых подвижных игр;
- уметь использовать их в условиях соревновательной деятельности и
казачьих праздников;
- уметь играть в обрядовые и подвижные игры кубанского казачества;
- бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему
Кубани, к памятникам культуры и искусства;
- знать традиции казачества;
- быть наблюдательными, активными, прилежными,
добросовестными, трудолюбивыми, отзывчивыми.